Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 27-32

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Чтобы понять сегодняшнее евангельское чтение, нужно мысленно перенестись на восточный рынок и почувствовать его атмосферу. Азарт торга, пряные запахи, ажиотаж и предельные амплитуды эмоций. А теперь представьте женщину, идущую сквозь ряды, находящуюся в гуще этой восточной чувственности. Сколько мужских шуток, взглядов, намеков она встретит, пока совершает покупки? Сколько горячих сердец отреагирует на ее голос, мимику, жесты? Ветхозаветный закон Моисея учитывал все эмоциональные особенности той среды и эпохи, а потому устанавливал для древних иудеев жесткие правила поведения в отношении замужней женщины. В изначальном понимании заповедь «не прелюбодействуй!» защищала брак, как священный союз, благословленный Богом. Закон Моисея запрещал иудею разрушать брак другого или вторгаться в его брак. Такой поступок рассматривался как святотатство, покушение на власть Господа сочетать и соединять супругов. Однако со временем ситуация несколько изменилась. Так, внебрачные связи иудея (женатого или нет) с незамужней или с иноверкой, хотя и подвергались общественному осуждению, но ко времени Рождества Христова не считались нарушением заповеди Божией. В толковании знатоков закона — тех самых книжников и фарисеев, праведность которых Спаситель призывает нас превзойти — прелюбодейство — довольно специфическая ситуация. Когда один иудей отбирает у другого его жену, которая фактически является собственностью мужа. Таким образом, благословленный Богом союз воспринимался как контракт, а не как духовное единство супругов. Христос не только возводит брак на первоначальную высоту, но и возвышает его до нового уровня. Данное понимание супружеского союза возвращает нас к истокам человеческой истории, когда Адам, взглянув на Еву, сказал: «Вот кость от костей моих. И плоть от плоти моей». И прелюбодейство означает не столько покушение на собственность другого, сколько катастрофу на уровне личного бытия, разрушение единого организма мужа и жены. Потому Христос и говорит, что лучше человеку лишиться глаза или руки, чем, совершив прелюбодеяние, умертвить живое тело или своего брака, или брака другого — разбить вдребезги чужую жизнь. Спаситель говорит и о разводе. Разводные письма были введены пророком Моисеем, как средство спасения для женщин. Спасения от жестоких мужей. Древний иудей мог просто сгнобить, забить нелюбимую супругу. Мог он и просто выгнать несчастную женщину, оставив ее без средств для существования. Разводное письмо обеспечивало безопасность для иудейки как с физической, так и с финансовой точек зрения. Христос осуждает практику разводов, но не в том смысле, что Он ратует за сохранение брака в любом случае. Спаситель указывает, что мужчина и женщина, которые пожелали единства и стали «единой плотью», были даны друг другу Богом. Поэтому развод, даже по уважительной причине, посягательство человека на благословленное Господом единство. Только в одном случае, согласно евангелисту Матфею, развод допустим: в случае предшествующего блудного поведения. Но в данном случае развод всего лишь констатация факта, что брака уже не существует и установленное когда-то единство, к сожалению, исчезло.

Чтобы понять сегодняшнее евангельское чтение, нужно мысленно перенестись на восточный рынок и почувствовать его атмосферу. Азарт торга, пряные запахи, ажиотаж и предельные амплитуды эмоций. А теперь представьте женщину, идущую сквозь ряды, находящуюся в гуще этой восточной чувственности. Сколько мужских шуток, взглядов, намеков она встретит, пока совершает покупки? Сколько горячих сердец отреагирует на ее голос, мимику, жесты? Ветхозаветный закон Моисея учитывал все эмоциональные особенности той среды и эпохи, а потому устанавливал для древних иудеев жесткие правила поведения в отношении замужней женщины. В изначальном понимании заповедь «не прелюбодействуй!» защищала брак, как священный союз, благословленный Богом. Закон Моисея запрещал иудею разрушать брак другого или вторгаться в его брак. Такой поступок рассматривался как святотатство, покушение на власть Господа сочетать и соединять супругов. Однако со временем ситуация несколько изменилась. Так, внебрачные связи иудея (женатого или нет) с незамужней или с иноверкой, хотя и подвергались общественному осуждению, но ко времени Рождества Христова не считались нарушением заповеди Божией. В толковании знатоков закона — тех самых книжников и фарисеев, праведность которых Спаситель призывает нас превзойти — прелюбодейство — довольно специфическая ситуация. Когда один иудей отбирает у другого его жену, которая фактически является собственностью мужа. Таким образом, благословленный Богом союз воспринимался как контракт, а не как духовное единство супругов. Христос не только возводит брак на первоначальную высоту, но и возвышает его до нового уровня. Данное понимание супружеского союза возвращает нас к истокам человеческой истории, когда Адам, взглянув на Еву, сказал: «Вот кость от костей моих. И плоть от плоти моей». И прелюбодейство означает не столько покушение на собственность другого, сколько катастрофу на уровне личного бытия, разрушение единого организма мужа и жены. Потому Христос и говорит, что лучше человеку лишиться глаза или руки, чем, совершив прелюбодеяние, умертвить живое тело или своего брака, или брака другого — разбить вдребезги чужую жизнь. Спаситель говорит и о разводе. Разводные письма были введены пророком Моисеем, как средство спасения для женщин. Спасения от жестоких мужей. Древний иудей мог просто сгнобить, забить нелюбимую супругу. Мог он и просто выгнать несчастную женщину, оставив ее без средств для существования. Разводное письмо обеспечивало безопасность для иудейки как с физической, так и с финансовой точек зрения. Христос осуждает практику разводов, но не в том смысле, что Он ратует за сохранение брака в любом случае. Спаситель указывает, что мужчина и женщина, которые пожелали единства и стали «единой плотью», были даны друг другу Богом. Поэтому развод, даже по уважительной причине, посягательство человека на благословленное Господом единство. Только в одном случае, согласно евангелисту Матфею, развод допустим: в случае предшествующего блудного поведения. Но в данном случае развод всего лишь констатация факта, что брака уже не существует и установленное когда-то единство, к сожалению, исчезло.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.