Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 2-13

02 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

03 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

04 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

05 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?

06 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.

07 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

08 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:

09 о грехе, что не веруют в Меня;

10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;

11 о суде же, что князь мира сего осужден.

12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Внутри Священного Писания немало таких мест, к которым можно задать вопросы. Но далеко не всегда удастся найти ответы на эти вопросы. Сегодняшнее евангельское чтение — одно из таких мест. К нему есть вопросы. А вот с ответами не все так просто.

В этой части прощальной беседы с учениками Христос Спаситель произносит обетование о ниспослании верующим в Него Святого Духа. При этом Он ставит в прямую зависимость ниспослание Духа от Своего ухода: «если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Конечно, это довольно странно. Почему бы нельзя было поступить как-то иначе? Или, другими словами, почему все устроено именно таким образом?

Блаженный Августин Иппонийский отвечал на этот вопрос так: «Но пока бы Он не ушел от нас во плоти, мы всегда могли бы лицезреть Его плоть и никогда не смогли бы поверить духовно. А это — единственная вера, которой мы можем оправдаться, сделаться блаженными и наследовать право созерцать то самое Слово, Которое есть Бог». Почему это именно так — святой не объясняет, нам остается лишь поверить ему на слово.

Евфимий Зигабен связывает уход Христа и послание Святого Духа с тем, чтобы ученики стали более совершенными. Но, опять же, он никак не объясняет внутреннюю связь первого со вторым.

Можно было бы привести еще несколько примеров древних авторитетных толкований, но все они в равной степени не дают ответа на вопрос о связи предстоящих Христу Страданий, смерти и Воскресения с сошествием Святого Духа на учеников. Можно предположить, что они просто не задавались подобным вопросом и относились к словам Христа без стремления рассмотреть их под критическим углом. Так, как это делал святитель Феофан Затворник. Он писал: «Это тайна домостроительства нашего спасения… Сошествие Святого Духа поставляется в зависимость от прославления Сына Божия. Почему? Так положено в совете Бога Триипостасного об устроении нашего спасения. Поклонимся пред таинством сим! И довольно с нас».

Но не все относительно недавние комментаторы смотрели на этот вопрос схожим образом, были среди них и те, кто был вынужден действовать иначе, они, преклоняясь перед тайной «устроения нашего спасения», тем не менее пытались найти ответ, который, по их мнению, кроется не в том, где находится Христос — на земле, среди людей, или же Он вознесся к Богу, — а в том, каким образом отразились на человечестве Его Страдания, Смерть и Воскресение. То есть, связь между уходом Христа и пришествием Духа связана не собственно со Христом, а с человеком. С изменением не состояния Христа, а состояния человека. Об этом пишет, к примеру, автор позапрошлого века епископ Михаил (Лузин). Вот как он отвечает на вопрос о причине ниспослания Святого Духа исключительно после Христовых Страданий: «Причина — та, что Господу нужно было чрез Свои страдания и смерть прославиться как Искупителю человечества, чтобы оно сделалось способным к принятию даров Святого Духа». Получается, что до Христовых Страданий человечество попросту было неспособно принять Духа Святого.

Внутри Священного Писания немало таких мест, к которым можно задать вопросы. Но далеко не всегда удастся найти ответы на эти вопросы. Сегодняшнее евангельское чтение — одно из таких мест. К нему есть вопросы. А вот с ответами не все так просто.

В этой части прощальной беседы с учениками Христос Спаситель произносит обетование о ниспослании верующим в Него Святого Духа. При этом Он ставит в прямую зависимость ниспослание Духа от Своего ухода: «если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Конечно, это довольно странно. Почему бы нельзя было поступить как-то иначе? Или, другими словами, почему все устроено именно таким образом?

Блаженный Августин Иппонийский отвечал на этот вопрос так: «Но пока бы Он не ушел от нас во плоти, мы всегда могли бы лицезреть Его плоть и никогда не смогли бы поверить духовно. А это — единственная вера, которой мы можем оправдаться, сделаться блаженными и наследовать право созерцать то самое Слово, Которое есть Бог». Почему это именно так — святой не объясняет, нам остается лишь поверить ему на слово.

Евфимий Зигабен связывает уход Христа и послание Святого Духа с тем, чтобы ученики стали более совершенными. Но, опять же, он никак не объясняет внутреннюю связь первого со вторым.

Можно было бы привести еще несколько примеров древних авторитетных толкований, но все они в равной степени не дают ответа на вопрос о связи предстоящих Христу Страданий, смерти и Воскресения с сошествием Святого Духа на учеников. Можно предположить, что они просто не задавались подобным вопросом и относились к словам Христа без стремления рассмотреть их под критическим углом. Так, как это делал святитель Феофан Затворник. Он писал: «Это тайна домостроительства нашего спасения… Сошествие Святого Духа поставляется в зависимость от прославления Сына Божия. Почему? Так положено в совете Бога Триипостасного об устроении нашего спасения. Поклонимся пред таинством сим! И довольно с нас».

Но не все относительно недавние комментаторы смотрели на этот вопрос схожим образом, были среди них и те, кто был вынужден действовать иначе, они, преклоняясь перед тайной «устроения нашего спасения», тем не менее пытались найти ответ, который, по их мнению, кроется не в том, где находится Христос — на земле, среди людей, или же Он вознесся к Богу, — а в том, каким образом отразились на человечестве Его Страдания, Смерть и Воскресение. То есть, связь между уходом Христа и пришествием Духа связана не собственно со Христом, а с человеком. С изменением не состояния Христа, а состояния человека. Об этом пишет, к примеру, автор позапрошлого века епископ Михаил (Лузин). Вот как он отвечает на вопрос о причине ниспослания Святого Духа исключительно после Христовых Страданий: «Причина — та, что Господу нужно было чрез Свои страдания и смерть прославиться как Искупителю человечества, чтобы оно сделалось способным к принятию даров Святого Духа». Получается, что до Христовых Страданий человечество попросту было неспособно принять Духа Святого.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кротость как добродетель — одна…

05.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

This website uses cookies.