Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 35-39

35 Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,

38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Как известно, хлеб всему голова. Так утверждает не только народная мудрость. Образ хлеба имеет особое значение и для библейского повествования. В этом можно убедиться буквально на первых страницах Священного Писания. Когда Адам и Ева, нарушив заповедь Божию, вынуждены были покинуть Райский сад, они услышали такие слова: «В поте лица своего будете есть хлеб свой». Толкователи видят в этом изречении Господа не только указание на то, что всё лучшее, стоящее человек должен теперь добиваться в жизни трудом. Хлеб, по-еврейски лехем, означает здесь пищу вообще. Причем не только физическую, но и духовную. Хлеб, которого лишился Адам, представлял собой, прежде всего, возможность беспрепятственно общаться с Богом. То, что в Райском саду было для первого человека совершенно доступным, в новых условиях стало почти недостижимым. Во всяком случае, со стороны самого человека. Однако Господь решил не оставлять людей без Своей помощи. И в книге Второзаконие мы встречаем обещание, данное Богом народу еврейскому после исхода из Египта: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка... И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе». Обещание касалось не только и не столько обладания Палестиной и уж точно не сводилось к политике или экономике. Господь обещает Своему народу великую вещь — что вскоре общение с Небом будет восстановлено и голос Бога вновь зазвучит среди людей. Обещание это, как всегда, сбылось. Среди ветхозаветных иудеев регулярно появлялись пророки, возглашавшие волю Божию, но самое главное — в Иерусалиме был построен храм, в котором люди могли возносить свои молитвы Господу. И здесь мы снова встречаем образ хлеба. Около северной стены храма был расположен специальный стол, на котором постоянно находились двенадцать особых хлебов — испеченных прямо на территории святилища. Новая партия хлебов расставлялась на столе каждую субботу, а предыдущая партия, простоявшая всю неделю, после воскурения ладана раздавалась храмовым служителям. Согласно древнему преданию, храмовый хлеб не только не портился в течение всей недели, но даже оставался тёплым и свежим, а маленький кусочек объёмом в маслину насыщал, как обильный обед. Храмовый хлеб был для иудеев олицетворением милости и любви Бога.

В сегодняшнем чтении Христос тоже говорит о хлебе. Говорит в крайне непростой, даже напряженной обстановке. Его окружает народ, жаждущий повторения чуда насыщения множества людей пятью хлебами. Но Спаситель отказывается совершать то, чего от Него так ждут. Он начинает говорить собравшимся об ином Хлебе, который по своему значению превосходит привычный. Этот Хлеб не только насыщает тело, Он оживотворяет душу, возвращает радость в сердце, служит средством соединения с Богом. Этим Хлебом жизни является Сам Христос. Соединив в Себе небо и землю, Он вернул нам радость беспрепятственного общения с Богом, утраченное Адамом. И эта связь продолжает существовать, полным образом проявляя себя в таинстве Евхаристии — где под видом хлеба и вина верующим подаются Тело и Кровь Сына Божьего.

Как известно, хлеб всему голова. Так утверждает не только народная мудрость. Образ хлеба имеет особое значение и для библейского повествования. В этом можно убедиться буквально на первых страницах Священного Писания. Когда Адам и Ева, нарушив заповедь Божию, вынуждены были покинуть Райский сад, они услышали такие слова: «В поте лица своего будете есть хлеб свой». Толкователи видят в этом изречении Господа не только указание на то, что всё лучшее, стоящее человек должен теперь добиваться в жизни трудом. Хлеб, по-еврейски лехем, означает здесь пищу вообще. Причем не только физическую, но и духовную. Хлеб, которого лишился Адам, представлял собой, прежде всего, возможность беспрепятственно общаться с Богом. То, что в Райском саду было для первого человека совершенно доступным, в новых условиях стало почти недостижимым. Во всяком случае, со стороны самого человека. Однако Господь решил не оставлять людей без Своей помощи. И в книге Второзаконие мы встречаем обещание, данное Богом народу еврейскому после исхода из Египта: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка... И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе». Обещание касалось не только и не столько обладания Палестиной и уж точно не сводилось к политике или экономике. Господь обещает Своему народу великую вещь — что вскоре общение с Небом будет восстановлено и голос Бога вновь зазвучит среди людей. Обещание это, как всегда, сбылось. Среди ветхозаветных иудеев регулярно появлялись пророки, возглашавшие волю Божию, но самое главное — в Иерусалиме был построен храм, в котором люди могли возносить свои молитвы Господу. И здесь мы снова встречаем образ хлеба. Около северной стены храма был расположен специальный стол, на котором постоянно находились двенадцать особых хлебов — испеченных прямо на территории святилища. Новая партия хлебов расставлялась на столе каждую субботу, а предыдущая партия, простоявшая всю неделю, после воскурения ладана раздавалась храмовым служителям. Согласно древнему преданию, храмовый хлеб не только не портился в течение всей недели, но даже оставался тёплым и свежим, а маленький кусочек объёмом в маслину насыщал, как обильный обед. Храмовый хлеб был для иудеев олицетворением милости и любви Бога.

В сегодняшнем чтении Христос тоже говорит о хлебе. Говорит в крайне непростой, даже напряженной обстановке. Его окружает народ, жаждущий повторения чуда насыщения множества людей пятью хлебами. Но Спаситель отказывается совершать то, чего от Него так ждут. Он начинает говорить собравшимся об ином Хлебе, который по своему значению превосходит привычный. Этот Хлеб не только насыщает тело, Он оживотворяет душу, возвращает радость в сердце, служит средством соединения с Богом. Этим Хлебом жизни является Сам Христос. Соединив в Себе небо и землю, Он вернул нам радость беспрепятственного общения с Богом, утраченное Адамом. И эта связь продолжает существовать, полным образом проявляя себя в таинстве Евхаристии — где под видом хлеба и вина верующим подаются Тело и Кровь Сына Божьего.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.