Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 26, стихи 1-20

01 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:

02 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.

03 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,

04 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;

05 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.

06 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,

07 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

08 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

09 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:

11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;

12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;

13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам

15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;

16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.

17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?

18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.

19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.

20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;

Евангелие от Иоанна, Глава 13, стихи 3-17

03 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,

04 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

05 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

06 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

07 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.

08 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

09 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.

10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.

11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?

13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.

14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.

17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Евангелие от Матфея, Глава 26, стихи 21-39

21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?

23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;

24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,

28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;

32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.

33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.

34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.

37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.

38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.

39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 43-45

43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

Евангелие от Матфея, Глава 26, стихи 40-75

40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?

41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.

43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.

44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.

45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;

46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.

48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.

49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.

50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.

51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.

52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;

53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?

54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?

55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.

56 Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.

57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.

58 Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.

59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти,

60 и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля

61 и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.

62 И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?

63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?

64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!

66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.

67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам

68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.

70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.

71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.

72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.

73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.

74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.

75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

Евангелие от Матфея, Глава 27, стихи 1-2

01 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;

02 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Сегодняшнее чтение по своей продолжительности превышает обычное. Что не удивительно, ведь мы в наступивший день вспоминаем особенное событие — Тайную вечерю, последнюю совместную трапезу Христа с учениками. Во время вечери Спаситель устанавливает два таинства. Преломляя хлеб и благословляя общую чашу с вином, Он совершает Евхаристию. Затем Христос даёт апостолам, а через них всей Церкви, власть вязать и решить. Так появилось таинство священства. Однако при всей грандиозности произошедшего главная тема сегодняшнего чтения — это доверие. Именно доверие красной нитью проходит сквозь евангельское повествование, оставленное нам апостолами. Тайная вечеря представляла собой ритуальную трапезу, в ходе которой иудеи вспоминали исход из египетского плена. Они вкушали особые продукты (пресный хлеб, горькие травы, запеченного на огне агнца), рассказывая друг другу о событиях глубокой древности, имевшие для них важнейшее значение. Исход, как освобождение от рабства, служил доказательством союза народа еврейского с Богом. Вкушать пасхальные блюда можно было, лишь полностью омывшись. Омовение ног участникам трапезы обычно совершал слуга. Евангелисты повествуют, что на Тайной вечери эти обязанности взял на Себя Христос. Сняв часть одежды, Он по очереди подходит к каждому из апостолов, встает перед ними на колени, моет и отирает им ноги. Даже Иуде. Так Спаситель показывает Своё смирение и одновременно доверие к апостолам. Хотя Он прекрасно знает что произойдет через пару часов. После обряда омовения началась сама трапеза. Её главной составляющей было преломление хлеба и распитие общей чаши. Участники вечери по очереди отпивали немного вина, произнося перед этим особые молитвословия. Христос в корне изменил смысл данного обряда, наполнив его Божественной благодатью. Под видом хлеба апостолы вкусили Тело Христово, под видом вина испили Его Кровь. Принял участие в Евхаристии и Иуда. Мы снова видим удивительное доверие Спасителя. Он разделяет Евхаристию с предателем. Но не от безысходности, не от желания усугубить участь Иуды, но чтобы дать тому последний шанс — исцелить его, не дать отпасть. Лекарство, примененное Спасителем, — сильнейшее из всех существующих. Иуда принимает Тело и Кровь Бога. Но выбор сделан и доверие Христа наталкивается, с одной стороны, на сребролюбие, с другой, на неверие. Иуда разочарован в Учителе, а потому уходит к Его противникам. В греческом тексте слова «решил предать» звучат, как «решил передать». Горе-апостол хочет, чтобы над Спасителем был установлен контроль, чтобы миссия Иисуса оказалась заблокирована. Однако дальнейшее развитие событий также говорят нам доверии. После трапезы Христос вместе с оставшимися учениками отправляется в Гефсиманский сад и просит их молиться и бодрствовать. Спаситель вновь доверяется ученикам, призывает их разделить с Ним эту непростую ночь. Но апостолы устали и отягощены ужином. Все они засыпают. Иисус остается в одиночестве. Уже не только Иуда предает Христа. Остальные апостолы также оказываются слабыми в вере людьми. Сон учеников прерывает приход Иуды вместе с дружинниками первосвященников. Иисуса пленяют. Апостолы не дерзают заступиться за Него. Лишь Петр начинает бессмысленно и неумело размахивать мечом. Через недолгое время и он публично отречется от Христа. В глазах Спасителя мы видим горечь, но не обиду. Иисус уже заранее простил апостолов за слабость. Его любовь к ученикам сильнее их несовершенства. В том и состоит удивительное свойство наших отношений со Христом. Спаситель по-прежнему доверяется каждому из нас, доверяется, в том числе, через Евхаристию. Он знает, что мы слабые, несовершенные люди, но это обстоятельство не препятствует Его доверию к нам. Что же требуется от нас? На самом деле, немногое. Поступать в жизни так, чтобы нам потом ни перед Богом, ни перед близкими, ни перед собой стыдно не было.

Сегодняшнее чтение по своей продолжительности превышает обычное. Что не удивительно, ведь мы в наступивший день вспоминаем особенное событие — Тайную вечерю, последнюю совместную трапезу Христа с учениками. Во время вечери Спаситель устанавливает два таинства. Преломляя хлеб и благословляя общую чашу с вином, Он совершает Евхаристию. Затем Христос даёт апостолам, а через них всей Церкви, власть вязать и решить. Так появилось таинство священства. Однако при всей грандиозности произошедшего главная тема сегодняшнего чтения — это доверие. Именно доверие красной нитью проходит сквозь евангельское повествование, оставленное нам апостолами. Тайная вечеря представляла собой ритуальную трапезу, в ходе которой иудеи вспоминали исход из египетского плена. Они вкушали особые продукты (пресный хлеб, горькие травы, запеченного на огне агнца), рассказывая друг другу о событиях глубокой древности, имевшие для них важнейшее значение. Исход, как освобождение от рабства, служил доказательством союза народа еврейского с Богом. Вкушать пасхальные блюда можно было, лишь полностью омывшись. Омовение ног участникам трапезы обычно совершал слуга. Евангелисты повествуют, что на Тайной вечери эти обязанности взял на Себя Христос. Сняв часть одежды, Он по очереди подходит к каждому из апостолов, встает перед ними на колени, моет и отирает им ноги. Даже Иуде. Так Спаситель показывает Своё смирение и одновременно доверие к апостолам. Хотя Он прекрасно знает что произойдет через пару часов. После обряда омовения началась сама трапеза. Её главной составляющей было преломление хлеба и распитие общей чаши. Участники вечери по очереди отпивали немного вина, произнося перед этим особые молитвословия. Христос в корне изменил смысл данного обряда, наполнив его Божественной благодатью. Под видом хлеба апостолы вкусили Тело Христово, под видом вина испили Его Кровь. Принял участие в Евхаристии и Иуда. Мы снова видим удивительное доверие Спасителя. Он разделяет Евхаристию с предателем. Но не от безысходности, не от желания усугубить участь Иуды, но чтобы дать тому последний шанс — исцелить его, не дать отпасть. Лекарство, примененное Спасителем, — сильнейшее из всех существующих. Иуда принимает Тело и Кровь Бога. Но выбор сделан и доверие Христа наталкивается, с одной стороны, на сребролюбие, с другой, на неверие. Иуда разочарован в Учителе, а потому уходит к Его противникам. В греческом тексте слова «решил предать» звучат, как «решил передать». Горе-апостол хочет, чтобы над Спасителем был установлен контроль, чтобы миссия Иисуса оказалась заблокирована. Однако дальнейшее развитие событий также говорят нам доверии. После трапезы Христос вместе с оставшимися учениками отправляется в Гефсиманский сад и просит их молиться и бодрствовать. Спаситель вновь доверяется ученикам, призывает их разделить с Ним эту непростую ночь. Но апостолы устали и отягощены ужином. Все они засыпают. Иисус остается в одиночестве. Уже не только Иуда предает Христа. Остальные апостолы также оказываются слабыми в вере людьми. Сон учеников прерывает приход Иуды вместе с дружинниками первосвященников. Иисуса пленяют. Апостолы не дерзают заступиться за Него. Лишь Петр начинает бессмысленно и неумело размахивать мечом. Через недолгое время и он публично отречется от Христа. В глазах Спасителя мы видим горечь, но не обиду. Иисус уже заранее простил апостолов за слабость. Его любовь к ученикам сильнее их несовершенства. В том и состоит удивительное свойство наших отношений со Христом. Спаситель по-прежнему доверяется каждому из нас, доверяется, в том числе, через Евхаристию. Он знает, что мы слабые, несовершенные люди, но это обстоятельство не препятствует Его доверию к нам. Что же требуется от нас? На самом деле, немногое. Поступать в жизни так, чтобы нам потом ни перед Богом, ни перед близкими, ни перед собой стыдно не было.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением…

06.05.2024

This website uses cookies.