Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 1-12

01 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

02 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

03 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

04 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

05 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

06 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

07 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

08 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

09 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:

11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

С точки зрения древних иудеев болезнь и грех имели между собой неразрывную связь. Если человек болеет, значит, он в чем-то грешен. Ему надо как-то очистить свой грех, как-то искупить его. Если же установленная процедура очищения от греха не помогает, то это является видимым следствием особо тяжелого греха, такого, который Бог отказывается простить. Схема очень простая, крайне понятная и удобная. Правда, удобство ее простирается ровно до той секунды, пока болезнь касается кого-то другого.

Но надо признать, что в неразрывную связь болезней и греха верят и многие христиане. Причина все та же: это удобная и понятная схема, а мы все хотим понятного и предсказуемого. Безусловно, такая связь существует, но неразрывной ее назвать нельзя. Эту мысль Христос Спаситель пытался донести до Своих современников, к примеру, в истории с исцелением слепого от рождения человека. Там, как мы помним, Он сказал, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Есть в Священном Писании и множество других подтверждений этой же мысли: взять хотя бы книгу праведного страдальца Иова или хроническую загадочную болезнь Христова апостола Павла.

Но в сегодняшнем евангельском рассказе Христос не говорит, что у парализованного человека не было греха и не говорит, что нет связи между его болезнью и грехом. Более того, в данном случае фразы «чадо! прощаются тебе грехи твои» и «встань, возьми постель твою и иди в дом твой» звучат в устах Господа Иисуса Христа как синонимы. Особенно же примечательно здесь то, что этот паралитик никак не мог проявить свою волю. Он не просил ни исцеления, ни прощения грехов. Он здесь выступает в роли объекта, вокруг которого разворачивается вся эта евангельская сцена. В его исцелении нет ровным счетом никакой его заслуги, это действие Божие, основанием для которого явились небезразличие и вера его друзей. Ведь именно они придумали остроумный способ обойти толпу и пробраться через крышу, именно они верили в то, что Христос в силах исцелить их друга, именно они попросили об этом. Господь исцелил парализованного, видя веру его друзей.

Зачастую приходится сталкиваться с вопросом о том, стоит ли молиться за тех наших близких, кто не верует во Христа. И можно ли это делать? Разные священники дают разные ответы. Но какой ответ мы можем дать, если будем помнить о чуде исцеления парализованного человека по вере его друзей? Кажется, что двух мнений здесь быть не может: не только личная вера способна творить чудеса, но и вера тех, кто нам близок, кому мы небезразличны, а значит и молиться мы должны за всех и за каждого, вне зависимости от их отношения к Богу и Его Церкви. Конечно, не за всех мы можем молиться во время совершения литургии и вообще в храме, но это вовсе не означает, что чьи-то имена могут быть исключены из домашней молитвы.

С точки зрения древних иудеев болезнь и грех имели между собой неразрывную связь. Если человек болеет, значит, он в чем-то грешен. Ему надо как-то очистить свой грех, как-то искупить его. Если же установленная процедура очищения от греха не помогает, то это является видимым следствием особо тяжелого греха, такого, который Бог отказывается простить. Схема очень простая, крайне понятная и удобная. Правда, удобство ее простирается ровно до той секунды, пока болезнь касается кого-то другого.

Но надо признать, что в неразрывную связь болезней и греха верят и многие христиане. Причина все та же: это удобная и понятная схема, а мы все хотим понятного и предсказуемого. Безусловно, такая связь существует, но неразрывной ее назвать нельзя. Эту мысль Христос Спаситель пытался донести до Своих современников, к примеру, в истории с исцелением слепого от рождения человека. Там, как мы помним, Он сказал, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Есть в Священном Писании и множество других подтверждений этой же мысли: взять хотя бы книгу праведного страдальца Иова или хроническую загадочную болезнь Христова апостола Павла.

Но в сегодняшнем евангельском рассказе Христос не говорит, что у парализованного человека не было греха и не говорит, что нет связи между его болезнью и грехом. Более того, в данном случае фразы «чадо! прощаются тебе грехи твои» и «встань, возьми постель твою и иди в дом твой» звучат в устах Господа Иисуса Христа как синонимы. Особенно же примечательно здесь то, что этот паралитик никак не мог проявить свою волю. Он не просил ни исцеления, ни прощения грехов. Он здесь выступает в роли объекта, вокруг которого разворачивается вся эта евангельская сцена. В его исцелении нет ровным счетом никакой его заслуги, это действие Божие, основанием для которого явились небезразличие и вера его друзей. Ведь именно они придумали остроумный способ обойти толпу и пробраться через крышу, именно они верили в то, что Христос в силах исцелить их друга, именно они попросили об этом. Господь исцелил парализованного, видя веру его друзей.

Зачастую приходится сталкиваться с вопросом о том, стоит ли молиться за тех наших близких, кто не верует во Христа. И можно ли это делать? Разные священники дают разные ответы. Но какой ответ мы можем дать, если будем помнить о чуде исцеления парализованного человека по вере его друзей? Кажется, что двух мнений здесь быть не может: не только личная вера способна творить чудеса, но и вера тех, кто нам близок, кому мы небезразличны, а значит и молиться мы должны за всех и за каждого, вне зависимости от их отношения к Богу и Его Церкви. Конечно, не за всех мы можем молиться во время совершения литургии и вообще в храме, но это вовсе не означает, что чьи-то имена могут быть исключены из домашней молитвы.

editor2

Поделиться
Опубликовано
editor2

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.