24 Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,
25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
28 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.
29 Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.
30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет.
31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
Слова Христа о последних временах — слова страшные, острые, пугающие, — и очень неприятные. Они подобны диагнозу смертельной, неизлечимой болезни — или приговору, который окончателен и обжалованию уже не подлежит. Эти пророческие слова уже исполнились в истории еврейского народа — когда в 70-м году войска Тита разрушили Иерусалимский храм, и на его руинах воздвигли свои знамёна с изображениями обожествлённого императора. Но эти же слова продолжают оставаться актуальными и для всего человечества: Христос не только прозревает события, ближайшие к времени Его земной жизни — Он смотрит и сквозь века, тысячелетия — в самую дальнюю перспективу конца времен.
Нет ничего удивительного в том, что нас охватывает определённый испуг, когда мы слышим эти грозные пророчества. Перед нами описываются обстоятельства суда — по-гречески — кризиса — из которого уже невозможен выход в прежнее состояние. И здесь Христос даёт вполне конкретные советы, как следует себя вести — когда вокруг всё начинает разрушаться на глазах. Я бы предложил посмотреть на эти слова несколько шире, как на своего рода модель поведения при кризисных ситуациях.
Первый совет — не пытаться держаться за то, что уже обречено. Об этом — бегство из Иудеи в горы, слова про кровлю и поле: не надо лезть на рожон, напротив, уходить подальше от места гнева Божия. Когда происходит что-то нежданное и катастрофическое, психологически нам трудно отпустить всё то, что представляло большую ценность ещё пять минут назад. Не просто так в самолётах снова и снова предупреждают: в аварийной ситуации не пытайтесь взять с собой свои вещи — и сами можете погибнуть, и других погубить. В основе такого поведения — две причины: привычный эгоцентризм и неверие в то, что всё происходит по-настоящему.
Второй совет — не быть легковерными. В ситуации острого кризиса всегда есть большой соблазн поддаться на искушение быстрого и лёгкого разрешения крупной проблемы. Мы хорошо помним, как на рубеже смены эпох в нашем государстве каждый раз возникали «лжепророки», которые предлагали особый, нетипичный способ решения тех или иных проблем. И как только ситуация стабилизировалась — они куда-то быстро исчезали. Итак, Христос предупреждает: вам будет очень хотеться поскорее увидеть избавление от проблемы — но не торопитесь, можно легко обознаться.
Третий совет — не поддаваться отчаянию. Даже в самой, казалось бы, безнадёжной ситуации Бог продолжает действовать Своей благостью — причём зачастую в совершенно немыслимых формах. В одной из книг про новомучеников я как-то прочитал примечательную историю — когда среди этапируемых заключенных оказался один архиерей — и он был уже на грани отчаяния от полного безумия всего, что происходило с ним. И вот, когда вместе с другими осуждёнными, наголо выбритый, он шёл в колонне, на него внимательно посмотрел другой, совершенно незнакомый ему человек. «Благословите, Владыка!» — неожиданно произнёс он. Услышав эти слова, архиерей заплакал. «Надо же, — сказал он. — Я-то думал, что уже нахожусь в самом аду — а, оказывается, и здесь есть живые люди…» Удивительно то, что опознавший в заключенном архиерея Божия никогда раньше не был с ним знаком — но Бог, видя критическое состояние души близкого к отчаянию епископа, открыл простому человеку, что рядом с ним — священнослужитель, епископ.
Не суетиться, не быть легковерными и никогда не отчаиваться — вот чему учит нас сегодня Евангелие!