Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 10-17

10 В одной из синагог учил Он в субботу.

11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Я рискую навлечь на себя бурю гнева и неудовольствия, но тем не менее не могу не сказать, что мои, и не только мои, наблюдения говорят о существовании обратной зависимости между умилением перед кошечками с собачками и отношением к человеку. Чем выше степень умиления перед животными, тем меньше милосердия к человеку. Эта зависимость имеет множество исключений, но не заметить ее невозможно. Такая позиция, как правило, аргументируется тем, что животные не имеют в себе греха и чисты, а человек всегда грешен и то, что с ним происходит — следствие его же греха, так что пусть страдает во искупление своих прегрешений. Видимо, схожим образом относился к этому вопросу и начальник синагоги из сегодняшнего евангельского чтения. Напрямую он об этом, конечно, не говорит, может статься, что он никогда не размышлял в этом ключе, но его слова в полной мере его обличают.

Логику начальника синагоги из сегодняшней истории очень легко понять, он ссылается на текст Ветхого Завета, в частности, на формулировку заповеди, ссылается фактически дословно. Он не упоминает какие-либо позднейшие толкования, а это значит, что он имеет в виду, так сказать, самоочевидную волю Бога: если женщина страдала от своей болезни в течение восемнадцати лет, значит, ее состояние не опасно для жизни, и она спокойно могла бы подождать еще один день, а потом получить исцеление. Христос отвечает на эту логику ссылкой на повсеместную практику заботы о домашних животных вне зависимости от дня недели, хотя если подходить к ветхозаветному закону с буквалистской точностью, то любое действие, направленное на создание чего-либо, будет его нарушением. Кроме того, в самой формулировке заповеди, так, как она дана в книге Второзаконие, есть указание и на животных. Да и с ними тоже не случится ничего критического, если они сутки не будут получать питание и воду. Им это будет неприятно, но они могут потерпеть. Вне зависимости от нашего умиления перед различными нашими меньшими братьями, заповедь Ветхого Завета говорит однозначно: с точки зрения субботнего покоя отношение к человеку и к животному абсолютно одинаковое и ссылки на разум или же на греховность человека, для которого заповеди обязательны, здесь не работают. Но человек выше любого другого творения и, соответственно, он нуждается в милосердии в первую очередь. День недели, устав, традиция, или еще что-то не могут быть причиной отказать человеку в милосердии в том случае, если есть возможность его проявить. У Христа она была, и Он в полной мере оказывает милость страдающей женщине. Благодаря этому Своему действию, Господь напоминает о смысле всего Священного Писания, том самом смысле, который легко потерять за его буквой. А смысл Писания в возвещении спасающей, исцеляющей воли Бога, которая лежит в том числе и в установлении семидневной недели.

Я рискую навлечь на себя бурю гнева и неудовольствия, но тем не менее не могу не сказать, что мои, и не только мои, наблюдения говорят о существовании обратной зависимости между умилением перед кошечками с собачками и отношением к человеку. Чем выше степень умиления перед животными, тем меньше милосердия к человеку. Эта зависимость имеет множество исключений, но не заметить ее невозможно. Такая позиция, как правило, аргументируется тем, что животные не имеют в себе греха и чисты, а человек всегда грешен и то, что с ним происходит — следствие его же греха, так что пусть страдает во искупление своих прегрешений. Видимо, схожим образом относился к этому вопросу и начальник синагоги из сегодняшнего евангельского чтения. Напрямую он об этом, конечно, не говорит, может статься, что он никогда не размышлял в этом ключе, но его слова в полной мере его обличают.

Логику начальника синагоги из сегодняшней истории очень легко понять, он ссылается на текст Ветхого Завета, в частности, на формулировку заповеди, ссылается фактически дословно. Он не упоминает какие-либо позднейшие толкования, а это значит, что он имеет в виду, так сказать, самоочевидную волю Бога: если женщина страдала от своей болезни в течение восемнадцати лет, значит, ее состояние не опасно для жизни, и она спокойно могла бы подождать еще один день, а потом получить исцеление. Христос отвечает на эту логику ссылкой на повсеместную практику заботы о домашних животных вне зависимости от дня недели, хотя если подходить к ветхозаветному закону с буквалистской точностью, то любое действие, направленное на создание чего-либо, будет его нарушением. Кроме того, в самой формулировке заповеди, так, как она дана в книге Второзаконие, есть указание и на животных. Да и с ними тоже не случится ничего критического, если они сутки не будут получать питание и воду. Им это будет неприятно, но они могут потерпеть. Вне зависимости от нашего умиления перед различными нашими меньшими братьями, заповедь Ветхого Завета говорит однозначно: с точки зрения субботнего покоя отношение к человеку и к животному абсолютно одинаковое и ссылки на разум или же на греховность человека, для которого заповеди обязательны, здесь не работают. Но человек выше любого другого творения и, соответственно, он нуждается в милосердии в первую очередь. День недели, устав, традиция, или еще что-то не могут быть причиной отказать человеку в милосердии в том случае, если есть возможность его проявить. У Христа она была, и Он в полной мере оказывает милость страдающей женщине. Благодаря этому Своему действию, Господь напоминает о смысле всего Священного Писания, том самом смысле, который легко потерять за его буквой. А смысл Писания в возвещении спасающей, исцеляющей воли Бога, которая лежит в том числе и в установлении семидневной недели.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.