Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Чтение этого отрывка снова и снова заставляет нас задуматься о двух путях — деятельном и созерцательном. Что важнее спрашиваем мы? Делать дела или говорить слова и слушать их? На первый взгляд, ответ очевиден. Когда-то, еще в начале 90-х, женщина, которая с молоком матери впитала советский образ мысли, говорила мне примерно следующее: самые главные люди в стране — это люди труда, это рабочие и крестьяне… Вы можете разглагольствовать сколько угодно, священники, политики, все эти разговорчивые люди, но так или иначе — все вы едите хлеб, который произвели хлебопашцы и живете в домах, которые построены строителями. И без этого обеспечения вся ваша болтовня закончится довольно быстро. Для самой себя она звучала вполне убедительно, как, впрочем и для многих других. В этой перспективе вопрос о приоритете деятельного пути над созерцательным, решался быстро и однозначно.

Более того, посмотрим на Евангельский текст. В течение земной жизни Христос алкал и жаждал… В Его окружении были женщины, которые служили Ему своими имениями, то есть, иными словами, поддерживали Его материально.

И все же, внимательный читатель вспомнит, что на предложение лукавого сотворить хлебы из камней, Иисус, ушедший в пустыню, отвечает: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих».

В каком же случае Он был искренним, спросит кто-нибудь? Когда ел и пил и принимал чужую помощь или когда говорил, что Слово Божие важнее еды? И самое главное, можем ли мы рассуждать таким же образом, ведь мы-то еще больше зависим от нужд своих тел.

Внимательное чтение отрывка показывает, что Христос не отвергает использование материальных благ, но указывает им их место. Сестры, Марфа и Мария, как известно, встретили Его по-разному. Однако, возмущенная отсутствием помощи Марфа, не слышит в ответ запрета на хлопоты, но слышит лишь укорение в их чрезмерности. Она была неправа не в заботе о пище, но в том, что суетилась о многом…

Женщина, которая возвеличивала Богородицу, родившую и вскормившую Христа, не услышала от Него слов неблагодарных и уничижающих материнский подвиг… Просто Спаситель указал на то, что есть вещи более важные и даже определяющие: слышать слово Божие и хранить его.

Кто же был прав в том споре о важности профессий и видов деятельности?

Это смотря в какой перспективе оценивать… Если сравнивать их в перспективе простого биологического выживания, то умение добывать пищу, конечно, важнее, чем умение выбирать между добром и злом. Однако история человечества свидетельствует о том, что чтобы быть человеком, мало быть сытым, обутым и одетым. Эти навыки не расскажут тебе как и для чего жить, не расскажут что такое хорошо и что такое плохо, какое поведение приведет тебя к процветанию, а какое, напротив, омрачит твою жизнь и создаст проблемы.

Без людей которые ведут себя как Марфа, человеческий мир не смог бы существовать… Но только путь Марии, путь вслушивания в слово Божие, позволяет понять для чего это существование нам дано и что нам с ним делать.

Чтение этого отрывка снова и снова заставляет нас задуматься о двух путях — деятельном и созерцательном. Что важнее спрашиваем мы? Делать дела или говорить слова и слушать их? На первый взгляд, ответ очевиден. Когда-то, еще в начале 90-х, женщина, которая с молоком матери впитала советский образ мысли, говорила мне примерно следующее: самые главные люди в стране — это люди труда, это рабочие и крестьяне… Вы можете разглагольствовать сколько угодно, священники, политики, все эти разговорчивые люди, но так или иначе — все вы едите хлеб, который произвели хлебопашцы и живете в домах, которые построены строителями. И без этого обеспечения вся ваша болтовня закончится довольно быстро. Для самой себя она звучала вполне убедительно, как, впрочем и для многих других. В этой перспективе вопрос о приоритете деятельного пути над созерцательным, решался быстро и однозначно.

Более того, посмотрим на Евангельский текст. В течение земной жизни Христос алкал и жаждал… В Его окружении были женщины, которые служили Ему своими имениями, то есть, иными словами, поддерживали Его материально.

И все же, внимательный читатель вспомнит, что на предложение лукавого сотворить хлебы из камней, Иисус, ушедший в пустыню, отвечает: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих».

В каком же случае Он был искренним, спросит кто-нибудь? Когда ел и пил и принимал чужую помощь или когда говорил, что Слово Божие важнее еды? И самое главное, можем ли мы рассуждать таким же образом, ведь мы-то еще больше зависим от нужд своих тел.

Внимательное чтение отрывка показывает, что Христос не отвергает использование материальных благ, но указывает им их место. Сестры, Марфа и Мария, как известно, встретили Его по-разному. Однако, возмущенная отсутствием помощи Марфа, не слышит в ответ запрета на хлопоты, но слышит лишь укорение в их чрезмерности. Она была неправа не в заботе о пище, но в том, что суетилась о многом…

Женщина, которая возвеличивала Богородицу, родившую и вскормившую Христа, не услышала от Него слов неблагодарных и уничижающих материнский подвиг… Просто Спаситель указал на то, что есть вещи более важные и даже определяющие: слышать слово Божие и хранить его.

Кто же был прав в том споре о важности профессий и видов деятельности?

Это смотря в какой перспективе оценивать… Если сравнивать их в перспективе простого биологического выживания, то умение добывать пищу, конечно, важнее, чем умение выбирать между добром и злом. Однако история человечества свидетельствует о том, что чтобы быть человеком, мало быть сытым, обутым и одетым. Эти навыки не расскажут тебе как и для чего жить, не расскажут что такое хорошо и что такое плохо, какое поведение приведет тебя к процветанию, а какое, напротив, омрачит твою жизнь и создаст проблемы.

Без людей которые ведут себя как Марфа, человеческий мир не смог бы существовать… Но только путь Марии, путь вслушивания в слово Божие, позволяет понять для чего это существование нам дано и что нам с ним делать.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.