37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи
Главной темой сегодняшнего чтения оказывается доброта. Подумав над словами Христа, мы хотя бы отчасти должны понять, что значит быть внутренне добрым, щедрым и великодушным человеком... По какому пути предлагает идти Христос.
Во-первых, Он начинает с того, что призывает нас не судить. Сам призыв этот иногда совсем неправильно понимается. Кажется, речь идёт о том, что бы не говорить плохо о людях, хотя это не вполне точно. Судить — это выносить суд и подводить черту, выражать некоторый итог в оценке человека, говорить не просто «мне кажется он поступил дурно», но считать, что он сам по себе как человек плох. Мы можем рассуждать о поступке, то есть пытаться понять его логику, его качество исходя из обстоятельств совершения... из наших знаний о совершающем. Но честный взгляд на собственные силы покажет нам, что мы в своих оценках никогда не будем объективны, потому что всех обстоятельств знать невозможно... Если же это так, то высказаться о поступке человека и уж тем более вынести окончательный вердикт мы не можем. Перед нами есть два пути: стремиться к тому, чтобы думать о человеке лучше, или наоборот - очернить его. Какой же вариант выберет тот, кто призван не судить, какой вариант выберет человек по-настоящему добрый?
В другом месте Христос говорит, что если мы видим брата, который согрешает, мы должны сказать ему об этом. Но как же это совмещается с призывом не судить? Самым простым образом! Видя, что поступок явно греховный, добрый человек даёт как бы аванс доверия. Он скорее подумает, что ближний не знает правильного пути и ошибается, чем решит, что он действительно плох. Видя даже не самый лучший поступок, добрый человек уверен, что тот, кто его совершает, выбрал наилучший путь и на самом деле стремится к добру, просто ошибается в средствах. Напротив, тот, кто всех вокруг считает злыми — судит их исходя из своей собственной внутренней атмосферы, собственной картины мира... Он готов увидеть злое даже там, где его нет.
Итак, мы имеем зрение и слух, живём в мире, общаемся с людьми. У нас практически нет выбора, мы видим жизнь во всей её сложности, видим хорошее и плохое... Но в чём же у нас есть выбор? В том, чтобы стремиться видеть в мире больше добра. Не подозревать людей во зле.
Речь не идёт, конечно, о том, что в мире нет злых поступков, нет жестоких людей, тех, кто выбрал зло. И всё же, от нас зависит, кого мы будем видеть вокруг себя. Не случайно Христос сказал, что от избытка сердца говорят уста.