
Фото: Piqsels
У каждой Православной Церкви есть храм или монастырь, который можно назвать символом этой Церкви. В случае с Русской Церковью многие, например, таковым символом считают Храм Христа Спасителя или храм Василия блаженного, он же Покровский собор.
Если говорить о православной Болгарии, то без сомнения символом Церкви этой страны является Иоанно-Рильский монастырь. Основанная в 10 веке святым подвижником Иоанном на Рильской горной гряде, эта обитель веками привлекает паломников. Монастырь расположен в ста километрах от Софии и является местом нахождения уникальных святынь. Таковой, например, считается икона Богоматери «Одигитрия», на которой закреплены 34 ковчежца с мощами различных святых.
Этот образ почитается болгарами как чудотворный и является главной реликвией обители. Но не только иконой «Одигитрия» прославлен Рильский монастырь. В его ризнице хранится знаменитый крест Рафаила. Он представляет собой деревянное распятие небольшого размера с уникальной резьбой. Крест был сделан в 19 веке рильским монахом Рафаилом, который за 12 лет вырезал на нем 104 религиозные сцены и 604 миниатюрные фигуры.
Особый интерес вызывают фрески, то есть настенные рисунки, в главном храме монастыря. Среди множества ярких изображений есть одно довольно редкое. Называется оно «Лживая исповедь». На этой фреске изображен священник и стоящий рядом с ним человек, который якобы кается в своих грехах. Якобы, потому что он на самом деле обманывает священника и скрывает свои настоящие прегрешения.
Рядом с этим человек изображен дьявол, который шепотом на ухо уговаривает его не каяться, сокрыть грехи. На фреске изображен и ангел-хранитель пришедшего на исповедь, который в ужасе убегает, оставляя его во власти сатаны. Фреска «Лживая исповедь» была явно создана из педагогических побуждений — она напоминает, что нужно искренне каяться в грехах на исповеди. Ведь только в этом случае Господь прощает нам наши прегрешения.
Уже было сказано, что Рильский монастырь является символом болгарского Православия. К сожалению, символом всех его проявлений. Дело в том, что Болгария стала самым успешным примером влияния на людей антирелигиозной пропаганды советской власти. Сегодня реальное количество верующих болгар чрезвычайно мало. Это сказывается и на жизни Рильской обители. Некогда здесь жили сотни монахов. Теперь их не наберется и десяти человек. Но будем надеяться, что Рильский монастырь и Болгарская Церковь в целом возродятся и во всей силе явят миру красоту и богатство болгарской православной традиции.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема