Зинаида Николаевна Гиппиус была одной из самых ярких – во всех отношениях – фигур того периода нашей культуры, который принято называть «Серебряным веком» или даже – эпохой «русского литературного Возрождения». Оговоримся сразу: вослед богослову и литературоведу Михаилу Дунаеву, мы не считаем эту эпоху каким-то «возрождением» (тем более, что и в самом термине кроются вторые смыслы), но просто – временем, которое породило целое созвездие талантливых и гениально одаренных людей, и – одновременно – чрезвычайно соблазнительным, искусительным и даже погибельным для многих – явлением…
Вспомним поэта Владислава Ходасевича, тоже прошедшего искусы той эпохи. Он свидетельствовал, что в «век» сей – «можно было – цитирую – прославлять и Бога, и Дьявола. Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалась лишь полнота одержимости». Конец цитаты. Коротко говоря, Зинаида Гиппиус не избежала – вослед Блоку, Сологубу, своему мужу – поэту-мыслителю Дмитрию Мережковскому, и многим-многим другим – и качаний из религиозной экстатичности в чуть ли не демонизм, и – избыточной чувственности, словом, всякого. К концу своей жизни, а умерла она в Париже, уже после 2-й Мировой войны, 76-летней женщиной – её поэтическое дыхание выровнялось, эстетические и душевные страсти поутихли, а многие стихи в последней книге «Сияние» (1939) я по-читательски отнесу к стихам высочайшей пробы.
Впрочем, она всегда была талантлива. Вот – первый из двух старинных её сонетов, посвященных художнику и сценографу Льву Баксту:
Мы судим, говорим порою так прекрасно,
И мнится – силы нам великие даны.
Мы проповедуем, собой упоены,
И всех зовем к себе решительно и властно.
Увы нам: мы идем дорогою опасной.
Пред скорбию чужой молчать обречены, –
Мы так беспомощны, так жалки и смешны,
Когда помочь другим пытаемся напрасно.
Утешит в горести, поможет только тот,
Кто радостен и прост и верит неизменно,
Что жизнь – веселие, что все – благословенно;
Кто любит без тоски и как дитя живет.
Пред силой истинной склоняюсь я смиренно;
Не мы спасаем мир: любовь его спасет.
Зинаида Гиппиус, сонет «Спасение», 1901 год
…Признаюсь, мне всегда были дороги её жёсткие дневниковые записи революционных лет, её неприятие большевизма, замешанное на презрении (это же чувство она в будущем направит и на германского фюрера).
В ряду бунинских «Окаянных дней», писем Владимира Короленко к Луначарскому и «Несвоевременных мыслей» Максима Горького, – дневник Зинаиды Гиппиус занимает, думаю, вершинное место.
Примечательно было и её презрение к войне, как у убийству.
И – скорбь по безвинным жертвам всех схваток.
Поэт и критик следующего за Гиппиус поколения русской эмиграции – Юрий Терапиано – писал о позднем творчестве Зинаиды Николаевны: «Её новые интонации – подлинны, человечны, в них много примирённости и искренней мудрости». Конец цитаты.
Что ж, закончим стихотворением из последней книги, очень коротким:
Не пытай ни о чем дорогой,
Легкой ткани льняной не трогай,
И в пыли не пытай следов, –
Не ищи невозможных слов.
Посмотри, как блаженны дети;
Будем прoсты сердцем и мы.
Нету слов об этом на свете,
Кроме слов – последних – Фомы.
Зинаида Гиппиус, «Воскресение», из книги «Сияние», 1939-й год
А слова уверившегося Фомы, мы с вами, дорогие мои слушатели, помним: «Господь мой и Бог мой!»…
22 июня. О духовном смысле праздника Всех святых, в земле Русской просиявших

Сегодня 22 июня. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий (Рыпин).
Эта дата в этом году особенно удивительна, потому что именно 22 июня 1941 года, в День Всех Русских Святых началась Великая Отечественная война.
Если не только эту дату вспоминать, а вообще вспоминать землю русскую, то мы вспоминаем поимённо всех русских святых в этот день, свидетельствуя о том, как много наших предков и даже почти наших современников уже в двадцатом столетии было причислено к лику святых.
Чтобы явить нам плод этого спасительного сеяния, которое было посеяно Господом на русской земле с основанием Русской Церкви, потому что за неделю до того мы праздновали Всех святых, а в этот день мы сугубо вспоминаем именно русских святых, как тот плод, который произрастила русская земля уже, русский народ.
И для нас это чрезвычайно важно, потому что их молитвами утверждается Церковь Русская.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 июня. О важности сохранения народных промыслов

Сегодня 22 июня. День народных художественных промыслов.
О важности сохранения народных промыслов — протоиерей Игорь Филяновский.
День народных художественных промыслов — молодой праздник, и он совсем недавно появился на карте наших культурных событий.
С инициативой учреждения такой даты выступило в 2018 году Законодательное собрание Нижегородской области. Эта идея была поддержана правительством России, и в 2022 году праздник был установлен официально.
Россия — многонациональная страна, и в каждой области есть свои старинные обычаи и традиции, связанные с народными промыслами и художественным мастерством по производству сувениров и предметов быта.
Всемирно известны городецкая, жостовская, хохломская росписи, палехская миниатюра, торжокское и адыгейское золотое шитьё, вологодское кружево, оренбургские пуховые платки, ростовская финифть, красносельская скань, казаковская филигрань, гжельский фарфор, каслинское литье, дымковская игрушка, тверская вышивка, тульский пряник, клинская ёлочная игрушка.
В мире, где всё больше ценится уникальность и ручная работа, российские народные художественные промыслы становятся настоящей гордостью всей нашей страны.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 июня. О сохранении исторической памяти и обязанности христианина защищать Родину

Сегодня 22 июня. День памяти и скорби.
О сохранении исторической памяти и обязанности христианина защищать Родину — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин обязан защищать свой дом, свою семью, своих родителей, своих детей. И уж тем более, понятно, он должен защищать своё Отечество.
Нет выше той любви, кто душу свою положит за други своя. И, конечно же, это особенно открывается тогда, когда нужно встать на защиту своего Отечества. Независимо даже от того, хорошее оно или в той или иной степени не очень.
Когда началась Великая Отечественная война, именно Церковь больше всего потерпела от той политики, от того государства, которое уничтожало священнослужителей, верующих. Но когда началась война, митрополит Сергий призвал всех встать на защиту Отечества.
И весь наш народ, верующий народ, встал и пошёл защищать своё Отечество, защищать свой дом, свою Родину. И в этом и есть настоящее проявление любви, проявление любви и к Богу, и к Отечеству не только земному, но и небесному. Потому что оно открывается нам в Отечестве земном.
Поэтому и для нас не должно быть вопроса —защищать или не защищать. А это наша святая обязанность — любить своё Отечество до конца дней своих, стоять на защите его, независимо от того, как, что и где происходит. Но проявлять эту любовь до конца.
Все выпуски программы Актуальная тема