
Русский поэт Анатолий Жигулин (1930-2000) с женой Ириной Жигулиной.
Январь 1985 г., г. Москва. (Фото М. Ткачёва)
Полвека тому назад, осенью 1965-го года из Рязани, с улицы Урицкого, дом 17 – к поэту-воронежцу Анатолию Жигулину пришло письмо. «Дорогой Анатолий Владимирович!.. Я вообще отношусь к поэзии XX века настороженно – крикливая, куда-то лезет, хочет как-то изощриться особенно, обязательно поразить и удивить. Но я рад сказать, что всё это совершенно не относится к Вам. Ваши стихи сердечно тронули меня, это бывает очень редко. Вы человек – честный, душевный и думающий…» Под посланием подпись: «Солженицын».
Через двадцать лет после этого письма Жигулин положит в хранительницу воспоминаний-свидетельств о ГУЛАГе свои знаменитые «Черные камни», а еще через почти два десятилетия, в самый миллениум – до срока отойдет к Господу, очевидно, не без воздействия сталинских урановых рудников.
Последними словами в его «Камнях» станут такие: «Слава Богу! Я свой долг выполнил».
Из драгоценного наследия этого чудесного русского поэта, автора «Бурундука», «Кострожогов», «Полыни», «Поручика Родионова», «Вины», «Снов», «Лесных дорог», – я выбрал вот этот тихий гимн детству, Божьему миру, родной земле:
По холодному яру до редких посадок сосны,
До обломанной серой, едва распушившейся ивы
Я люблю пробираться тропинками ранней весны,
Где уже зеленеют упругие всходы крапивы.
А на склоне оврага мать-мачеха густо цветёт.
Каждый жёлтый цветок – словно малое робкое солнце.
Жаль, что всё это вместе теперь уже скоро уйдёт
И уже никогда, никогда для меня не вернётся.
А поближе к ручью оживают на солнце хвощи.
И крапива, крапива – за домом пустым и разбитым.
Из весенней крапивы зелёные вкусные щи
Мать готовила в детстве, далёком, почти позабытом...
Я согласен уйти. Только пусть не исчезнет тропа.
Пусть поправится ива, пусть будет желтеть одуванчик.
Будет новая жизнь, будет новая чья-то изба.
Будет бегать по яру растрёпанный радостный мальчик.
Анатолий Жигулин, «По холодному яру», 1976-й год.
И ещё одно, которое помню с юности, прочитанное мне вслух однокашником-студентом. Воспитанный на изощрённой поэзии поколения послевоенных поэтов больших городов, – я с изумлением смотрел на лицо чтеца, на глазах которого блестели слезы...
Во мне, признаюсь, и посейчас живо – то давнее, самое первое переживание поэзии, как чистого, прозрачного родника целебной воды:
Вхожу, как в храм,
В березовую рощу,
Где мшистый пень –
Подобье алтаря.
Что может быть
Торжественней и проще:
Стволы дерев
И тихая заря?
От горькой думы,
От обиды чёрной,
От неутешных
Подступивших слёз
Иду забыться
В этот храм просторный
К иконостасу
Розовых берёз.
Анатолий Жигулин, «Вхожу как в храм, в берёзовую рощу…», 1980-й год.
6 декабря. О проповеди преподобного Колумбана, игумена Люксейского

Сегодня 6 декабря. День памяти преподобного Колумбана, игумена Люксейского, жившего в седьмом веке.
О его проповеди — священник Стахий Колотвин.
Хотя в наши дни Западная Европа воспринимается как место, где живут католики и протестанты, надо помнить, что еще даже тысячи лет не прошло, как была единая Православная Церковь, которая сталкивалась с теми же самыми вызовами, что и Православная Церковь на Востоке. Потому что где-то жили язычники, где-то жили люди, которые вроде православные и крещёные, но которые в языческих суевериях при этом погрязли. А где-то приходилось терпеть козни от собратьев, где-то приходилось сталкиваться с трудностями от светской власти.
Вот точно так же и преподобный Колумбан, удивительный ирландский святой, который объединил всю Западную Европу. Кельтское православие во главе с преподобным Патриком, просветителем Ирландии, оно оказало влияние не только на этот маленький изумрудный остров в Атлантике, но проповедники из монашеских обителей этого региона отправились и дальше. Итак, преподобный Колумбан отправился сначала в пределы нынешней Франции и там столкнулся с римским, уже набиравшим обороты, формальным подходом к вере. И поэтому его вытеснили в Швейцарию, где он проповедовал язычникам, но и там он не получил поддержки со стороны светских властей и в результате удалился в более теплые итальянские края и основал там монастырь, который отличался от окружающих, уже склонных к подчинению римскому папе и формализму, итальянских монастырей и поэтому хранил дух православия значительно дольше.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об оправдании живой и деятельной верой
В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог верою оправдает язычников».
Об оправдании живой и деятельной верой — священник Николай Дубинин.
Послание апостола Павла к галатам отличается особой эмоциональностью, потому что апостол Павел прожил там много времени с галатами и крестил их. И вот, когда он узнаёт, что некоторые из них оставили благочестие христианское и снова возвращаются в язычество, вот апостол Павел, конечно, с эмоцией, с болью пишет им.
В частности, он говорит, что верою оправдаются язычники. Но очень важно тут понять, что вера на языке апостола Павла — это живое проявление, то есть это действие. Мы сегодня говорим: «Ну, я верю там, что что-то есть». Такие вот есть люди, которые говорят: «Я верю, я в церковь не хожу, но верю, что что-то есть». Вот такая вера не оправдывает. Это не вера, это просто допуск. Ты допускаешь мысль, что что-то есть, и не больше.
Вера настоящая, она живет в действии. Поэтому другой апостол, Иаков, говорит: «Братья, не обманывайтесь. Вера без дел мертва». То есть вот он, критерий. Твоя вера оживает, когда ты действуешь. В нынешнем послании апостол Павел эту мысль проводит. Мы можем оправдаться только, когда верим, и верим действенно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. О трудах Николая Пименова

Сегодня 6 декабря. В этот день в 1812 году родился скульптор Николай Пименов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский скульптор Николай Пименов, получивший лучшие награды художественной академии, сам ставший академиком, профессором, подлинную известность получил за скульптуры нехарактерной тематики: «Юноша, играющий в бабки», «Юноша, играющий в свайку».
Однако, взирая на эти работы, мы видим, насколько художник владеет фактурой. Он действительно воспринял классическое наследие античного времени и, став мастером с большой буквы, мало-помалу достиг подлинных высот в этом сложном виде искусства.
Современники восторгались мастерством Николая Пименова, что привело его по возвращении на родину (а от академии он путешествовал, как это водится в Европе, много работал в Италии), удостоился похвалы от Александра Иванова, знаменитого создателя картины «Явление Христа народу». Уже в Петербурге трудился над скульптурными композициями «Воскресение Христово» и «Преображение Господне». Отлитые из бронзы, эти работы помещены в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора.
Все выпуски программы Актуальная тема











