Равноапостольный князь Владимир - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Равноапостольный князь Владимир

* Поделиться

«Как уверовал? Как возгорелся любовию Христовой?» — вопрошал в 11 веке митрополит Иларион в сочинении «Слово о законе и благодати», поражаясь превращению князя-язычника Владимира в ревностного христианина.

Многие историки и писатели выдвигали свои версии, что же послужило толчком к обращению князя Владимира — крестителя Руси.

Исторический роман Михаила Загоскина «АскОльдова могила» переносит нас во времена княжения на Руси великого князя Владимира Святославовича. Одним из героев романа является киевский князь Владимир.

Вот каким на страницах романа «Аскольдова могила» предстаёт перед нами Владимир, выезжающий на охоту со своей свитой.

ЗАГОСКИН:

Впереди ехал на вороном коне рослый муж, в самом цвете и силе лет своих. Густой локон волос, вырываясь из-под высокой меховой шапки, упадал на левое плечо его. С первого взгляда можно было догадаться, что на этом выразительном лице приветливая улыбка должна была обворожить каждого, и одно движение бровей, от которого высокое чело его покрывалось морщинами, приводит в трепет целые народы.

Но что-то не весел в последнее время был великий князь, какие-то мысли его тревожат. Перестал он советоваться с языческими жрецами — видеть их не хочет, не устраивает праздников на холме, где сам же велел поставить языческого идола — деревянного ПерУна с серебряной головой и золотыми усами.

Однажды во время охоты Владимир забрался в лесную чащу и угодил в лапы разъярённого медведя. Хорошо, что поблизости оказался молодой рыбак по имени Дулеб, киевский христианин, который спас великого князя от гибели ценой своей жизни.

Перед смертью израненный Дулеб обличает князя-язычника от лица киевских христиан. Есть у Дулеба и личная обида на князя Владимира: зачем тот завел себе множество жён и собирает в свой гарем самых красивых девушек. В числе будущих наложниц князя чуть не оказалась Любаша — невеста Дулеба...

ЗАГОСКИН:

Владимир молчал. Ему известны были доселе одни укоризны собственной его совести, и в первый раз ещё неподкупный голос истины достиг до ушей его. Оскорблённая гордость самодержавного владыки и благородные чувства души, омрачённой злодеяниями, но способной ко всему великому, волновали грудь его.

Встреча с чистым, жертвенным юношей произвела переворот в душе князя Владимира. Перед смертью Дулеб прощает князя, и Владимир впервые задумывается о силе христианской веры.

Князь Владимир велит с почестями похоронить в Киеве Дулеба. И к изумлению подданных диктует своему помощнику Светораду новый указ:

ЗАГОСКИН:

Светорад, в нашем великом Киеве есть христиане: отыщи их, пусть они справят тризну по обычаю своему над могилой этого юноши: он был их единоверец. И с этого числа я повелеваю тебе великокняжеским моим словом охранять христиан от всякого утеснения, зла и обиды. Я дозволяю им строить храмы и молиться в них по своему закону о моем здравии и благоденствии всего княжества Русского...

Талант русского писателя первой половины 19 века Михаила Николаевича Загоскина ценили такие известные литераторы, как Александр Пушкин, Вальтер Скотт, Проспер Мериме.

В романе Михаила Загоскина «Аскольдова могила» показано, каким непростым был путь киевского князя Владимира Святославовича к свету Христовой истины.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем