
Анастасия Коваленкова.
Фото из личного профиля на Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
Иногда, чтобы что-то точно понять, надо остаться совсем одному. Одному со всем миром вокруг.
Вот проводила я мужа в Москву, иду по дороге. Совсем одна иду, зима в деревне, пусто на улице... И закат ширится передо мной. Розовеет он, играет в небе. Огромный, вдоль кромки лесов и полей за холмами, по которым иду . И я точно понимаю, что сейчас только я смотрю на этот закат тут, он только мой... Как странно.
И скажу я вам теперь одну вещь, непростую, а, может, и страшную для понимания.
Знаете, ведь всё, что у вас есть — оно только в вас. Просто я это яснее ощутила здесь, на дороге. По существу, ничего-то у нас, идущих по дороге, за спиной и нет! Ничего того, что есть у нас перед глазами. Нет там пейзажа вообще никакого. Там, друзья мои, клубящиеся сонмы атомов, не имеющих даже цвета. Потому что цвет — в наших глазах он, во взгляде нашем. В мире действуют простые законы физики. Ничего тут не поделать. И запах морозный — он в нашей голове, душе. И чувство прикосновения к снежному кусту — оно в нас, а не снаружи.
Нет в природе знакомой нам красоты. Никто, кроме человека, не чует её. Звери, скажите? Ну что вы, звери иначе живут. У них свои цвета, свои запахи, прикосновения, смыслы. Иные они. Наш мир, тот, который мы с вами любим — он только в нас. Отвернулись — и всё, одни клубящиеся атомы! До самого края вселенной.
Cтрашно? Нет, прекрасно.
Потому что понимаю я, с трепетом и благодарностью, — какая же сложная штука-система устроена, сколько всего собрано-показано, сколько во мне затеяно — для того чтобы я вот так смотрела на широченный закат... Если он весь во мне...
Так это какая радость, и какая ответственность получается! Я устроена для просмотра мира? Для знания красоты? Для сочувствования всему? Ведь мне даны вот такие глаза, уши, пальцы, нервы, мозг, сознание, чувство — всё для того, чтобы уловить красоту вокруг.
Вот это да...
А ещё — в меня совесть встроена, я помню о людях, я беспокоюсь, я стараюсь расти... Я не сама это придумала, оно так устроено во мне. Вот, гляжу на закат, и волнуюсь, запоминаю, чтобы вам рассказать. И это во мне есть — всё есть, чтобы и запомнить, и до людей донести.
Может, таково наше Подобие Богу? Уникальная возможность видеть красоту, и уникальное чувство ответственности за рассказ о ней. Великое ощущение Сопричастности огромному процессу мира. Кто ещё этому сопричастен, кроме нас? Никто здесь, на Земле. Только мы и Бог.
Вроде и просто, и непостижимо.
Стемнело совсем, дошла я до дома.
Много думала. И только одно я вынесла, ясное, из тех мыслей: каждый из вас — очень ценный персонаж, тайный, удивительный, наделённый редким богатством. И миссией наделённый. Миссией вот какой: видеть этот мир, любить и чувствовать его, любить мышь, лису, бегущую среди трав, бабочку, и закат, и другого, такого же странного, человека, идущего где-то там, с другой стороны заката...
Значит, нужно, чтобы вы берегли себя. Вы — очень важные создания. Почувствуйте себя единственными, для которых это всё создано — и закат, и лес, и другой человек... Для вас это, и вот для того человека, который сейчас идёт где-то, может и не задумывается ни о чём, а просто смотрит на закат да радуется.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов