
Когда я стала много времени проводить в храме, мама моя радовалась и с надеждой говорила: «Вот выйдешь на пенсию — глядишь, в церкви трудиться будешь». Но это произошло гораздо раньше, чем она предполагала.
Все больше и больше втягивалась я в церковную жизнь, не только молилась на богослужениях, но и выполняла разовые послушания — то подсвечники почищу, то в трапезной обед готовить помогу. А потом появилось и постоянное дело: милостью Божией я начала петь в так называемом «левом», то есть народном, хоре.
Стало сложно совмещать график работы на телевидении с церковным календарем. Ведь православные праздники не только на выходные попадали. И наоборот — съемки и монтаж телепрограмм часто назначались на воскресный день, когда всей душой я стремилась в храм, на Божественную литургию.
Сама бы я ещё долго не решилась кардинально изменить свою жизнь., но Господь помог. Так случилось, что телестудия, в которой я трудилась много лет, в силу различных обстоятельств перестала существовать. Мой профессиональный опыт и, конечно, многочисленные друзья в телевизионном мире позволяли при желании устроиться на новую работу в этой же сфере. Но... я почему-то не торопилась. Некоторое время просто наслаждалась возможностью бывать в храме, когда хочу, не пропуская важных служб.
Вот тут-то мне и предложили постоянную работу в храме. Я не задумываясь согласилась.
Правда, далеко не все родные и друзья с пониманием встретили мое решение. «Как же так? — недоумевали любящие меня люди, — Ты же специалист! У тебя университетское образование, красный диплом, опыт, в конце концов! Разве не это называется "зарыть талант"? Ведь вряд ли твои журналистские и редакторские навыки нужны в храме!»
И, знаете, они ошиблись! Редакторство — оно как вторая натура, от него никуда не денешься, везде найдёшь текст, который можно и нужно улучшить. И в храме тоже.
Начнем с записок о здравии и упокоении. Порой они выглядят настоящей шифровкой. И моя задача ее понять, пока заказывающий поминовение не успел уйти. Например, выяснить, за кого нужно молиться, за Александра или Александру. Валентина или Валентину. Ведь тут все решает падеж?
Причём, интересная история получается. Из 10-15 имён в записке сразу вижу именно те, которые написаны неправильно. Они, эти ошибки, честное слово, так и прыгают мне в глаза! Словно, беззвучно кричат: «Исправь нас, пожалуйста!» Все Иоаны с одной «Н», Деонисии через «Е», Фатинии через «А»...
Приходящие в храм не обижаются на мои правки, благодарят и даже начинают задавать вопросы, касающиеся других сторон церковной жизни. Тут, кстати, журналистские навыки ведения беседы тоже пригождаются.
Редакторские знания помогают мне и как регенту, то есть руководителю храмового хора. Богослужебные тексты несут такие высокие смыслы! И очень хочется не ошибиться и сделать правильный акцент, когда их читаешь и поёшь. Потому с ответственностью отношусь к тому, как разделить текст церковных песнопений на смысловые фразы или выделить при пении особо важные слова.
Ну, и наконец, послушание, которое успокоило даже тех, кто особенно переживал по поводу моего ухода из журналистики. Последняя запись в моей трудовой книжке звучит так: «Редактор сайта храма». Интернет — средство информации, в котором сочетаются и любимые мною тексты, и визуальный материал. Тут я и как автор статей разных жанров реализуюсь, и помогаю пишущим прихожанам донести их мысли до читателей сайта.
В общем, когда меня спрашивают, чем занимаюсь, отвечаю: «Работаю в храме. По своей специальности».
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.