
Когда я стала много времени проводить в храме, мама моя радовалась и с надеждой говорила: «Вот выйдешь на пенсию — глядишь, в церкви трудиться будешь». Но это произошло гораздо раньше, чем она предполагала.
Все больше и больше втягивалась я в церковную жизнь, не только молилась на богослужениях, но и выполняла разовые послушания — то подсвечники почищу, то в трапезной обед готовить помогу. А потом появилось и постоянное дело: милостью Божией я начала петь в так называемом «левом», то есть народном, хоре.
Стало сложно совмещать график работы на телевидении с церковным календарем. Ведь православные праздники не только на выходные попадали. И наоборот — съемки и монтаж телепрограмм часто назначались на воскресный день, когда всей душой я стремилась в храм, на Божественную литургию.
Сама бы я ещё долго не решилась кардинально изменить свою жизнь., но Господь помог. Так случилось, что телестудия, в которой я трудилась много лет, в силу различных обстоятельств перестала существовать. Мой профессиональный опыт и, конечно, многочисленные друзья в телевизионном мире позволяли при желании устроиться на новую работу в этой же сфере. Но... я почему-то не торопилась. Некоторое время просто наслаждалась возможностью бывать в храме, когда хочу, не пропуская важных служб.
Вот тут-то мне и предложили постоянную работу в храме. Я не задумываясь согласилась.
Правда, далеко не все родные и друзья с пониманием встретили мое решение. «Как же так? — недоумевали любящие меня люди, — Ты же специалист! У тебя университетское образование, красный диплом, опыт, в конце концов! Разве не это называется "зарыть талант"? Ведь вряд ли твои журналистские и редакторские навыки нужны в храме!»
И, знаете, они ошиблись! Редакторство — оно как вторая натура, от него никуда не денешься, везде найдёшь текст, который можно и нужно улучшить. И в храме тоже.
Начнем с записок о здравии и упокоении. Порой они выглядят настоящей шифровкой. И моя задача ее понять, пока заказывающий поминовение не успел уйти. Например, выяснить, за кого нужно молиться, за Александра или Александру. Валентина или Валентину. Ведь тут все решает падеж?
Причём, интересная история получается. Из 10-15 имён в записке сразу вижу именно те, которые написаны неправильно. Они, эти ошибки, честное слово, так и прыгают мне в глаза! Словно, беззвучно кричат: «Исправь нас, пожалуйста!» Все Иоаны с одной «Н», Деонисии через «Е», Фатинии через «А»...
Приходящие в храм не обижаются на мои правки, благодарят и даже начинают задавать вопросы, касающиеся других сторон церковной жизни. Тут, кстати, журналистские навыки ведения беседы тоже пригождаются.
Редакторские знания помогают мне и как регенту, то есть руководителю храмового хора. Богослужебные тексты несут такие высокие смыслы! И очень хочется не ошибиться и сделать правильный акцент, когда их читаешь и поёшь. Потому с ответственностью отношусь к тому, как разделить текст церковных песнопений на смысловые фразы или выделить при пении особо важные слова.
Ну, и наконец, послушание, которое успокоило даже тех, кто особенно переживал по поводу моего ухода из журналистики. Последняя запись в моей трудовой книжке звучит так: «Редактор сайта храма». Интернет — средство информации, в котором сочетаются и любимые мною тексты, и визуальный материал. Тут я и как автор статей разных жанров реализуюсь, и помогаю пишущим прихожанам донести их мысли до читателей сайта.
В общем, когда меня спрашивают, чем занимаюсь, отвечаю: «Работаю в храме. По своей специальности».
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов