
У нас в гостях был настоятель храма Введения Пресвятой Богородицы в селе Козлове Тверской области протоиерей Дмитрий Лихачёв.
Наш гость рассказал, как за один день он стал верующим человеком, как отнесся к переезду из города в деревню, чтобы восстанавливать там храм, и в чем особенность служения сельского священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
К. Лаврентьева:
— Светлый вечер на Радио ВЕРА вновь приветствует вас, здравствуйте, дорогие радиослушатели. И в этом часе я очень рада представить нашего замечательного гостя, который будет нам сегодня рассказывать о пути к священству, в священстве, к вере, в вере и так далее — протоиерея Дмитрия Лихачева, настоятеля Введенского храма села Козлова Бежецкой епархии. Здравствуйте. отец Дмитрий.
Протоиерей Дмитрий:
— Добрый вечер.
К. Лаврентьева:
— Меня зовут Кира Лаврентьева, и мы начинаем нашу беседу. Отец Дмитрий, знаете, когда я читала ваше интервью, меня совершенно поразило, поразил вот этот момент в этой истории, вас и вашей жены, когда вы радикально решили, что из города надо уезжать. То есть вам уже пообещали служение в какой-то деревне, потом это на три месяца отложилось (вы уже на сумках сидели), сказали, что в итоге все, с переездом не сложится. Ну а вы возразили: так, владыка, мы же уже и собрались, мы же уже и настроились и готовы, все равно нас куда-нибудь отправьте. И вас отправили в Тверскую епархию, где уже тверской владыка для вас нашел и благословил вас восстанавливать храм. Вот что это за такая решимость, что это за желание оставить сети и идти за Христом, оставить городскую сеть и пойти в сельскую местность?
Протоиерей Дмитрий:
— Ну вы знаете, я, честно говоря, не противопоставлял бы так города деревне...
К. Лаврентьева:
— Конечно, я специально утрирую.
Протоиерей Дмитрий:
— Потому что в нынешней ситуации, если брать проживание, комфорт и так далее, я думаю, в принципе, это вещи уже мало различающиеся. Поэтому что касается вот переезда, то это было постоянное какое-то внутреннее желание, потому что, по большому счету, я городской жизнью так вот не жил. Мы сначала, я, когда занимался спортом, это было все равно: дом — спортивный зал, летом мы куда-то выезжали. Потом, по мере воцерковления, все равно моя жизнь была практически все время связана с храмом. Потом мы какое-то время жили вообще за городом, в православной школе работали. И, в общем-то, как к таковой вот к городской культуре я привязан не был, а на природу всегда тянуло. Поэтому, в общем-то, было такое постоянное внутреннее желание быть в гармонии с самим собой. Поэтому, наверное, здесь никакой прямо, знаете, такой тяжести в этом не было абсолютно. Вот все как-то шло, вот прямо, ну нас и владыка так учил жить: вот и когда позовут — иди, а пока не зовут, сиди. Вот так.
К. Лаврентьева:
— Такое вот исполнение воли Божией.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну да. Потому что, в принципе, когда он сказал, что вот поедешь в Дураково — я согласился. Когда сказал, что вроде ничего там пока не складывается — ну я выразил свое сожаление, но, в общем-то, был готов и как-то отказаться от идеи. Но неожиданно для меня владыка сам сказал: ну если хочешь ехать, вот давай тогда, езжай уже.
К. Лаврентьева:
— А вот когда к вам приходят люди (забегаю вперед) и спрашивают: батюшка, как мне узнать волю Божию себе? Что вы людям таким отвечаете?
Протоиерей Дмитрий:
— Ой, ну я просто знаю, как я для себя это решил, как в таких случаях поступать: первое — это время, второе — это молитва. А дальше Господь как-то Сам подскажет: ситуация так сложится, обстоятельства, может быть, кто-то еще какую-то человеку подсказочку даст, через другого человека это может прийти — неважно. То есть если воля Божия обязательно состоится, только не надо прямо вот, знаете, стараться здесь и сейчас все получить. Просто, мне кажется, даже вот такой принцип очень важен: главное, чтобы идея выстоялась — как бы там помолиться Богу, повопрошать обязательно. Мне кажется, молитвенный труд обязательно должен быть в этом, иначе человек даже не будет ценить то, что он получил. И это пройдет даже: вот он хочет-хочет, потом это получает — и это очень часто такое бывает, а потом вроде как получил и даже не заметил, что получил.
К. Лаврентьева:
— И не рад.
Протоиерей Дмитрий:
— Или даже не рад, правильно вы говорите. А иногда бывает просто вроде и то, что просил, получил, а даже как-то мимо. Когда без труда, это все как-то...
К. Лаврентьева:
— Не ценится.
Протоиерей Дмитрий:
— Не ценится и нетвердо, мне кажется.
К. Лаврентьева:
— Отец Дмитрий, а как вы поняли, что хотите стать священнослужителем?
Протоиерей Дмитрий:
— Вы знаете, это такой вопрос... Я вообще мало в жизни думал. Поэтому как-то вот, знаете, просто к обстоятельствам даже не прислушивался, а как-то вот куда волна потекла, туда и поплыл. И как и воцерковление мое было совершенно неожиданное и такое, как бы не вытекало из как бы предыдущей жизни. У меня не было, знаете, никаких исканий, никаких таких серьезных потрясений и вопросов в жизни. Просто это произошло очень, знаете, так неожиданно, когда я встретился, столкнулся в своей жизни со святостью в лице владыки Алексия (Фролова) — знаете, такое ощущение, что моргнул и открыл глаза, а уже в другой реальности.
К. Лаврентьева:
— Да. А расскажите об отце Алексии.
Протоиерей Дмитрий:
— О владыке?
К. Лаврентьева:
— Да, прошу прощения, о владыке Алексии.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, о владыке Алексии. Ну, честно говоря, у всех, знаете, разный опыт общения с этим человеком, это я абсолютно точно знаю. Для меня это был человек, в котором, через которого явно действовал Христос. И общаясь с ним, было вот четкое ощущение, что в этот момент с тобой говорит через этого человека Бог. Поэтому, конечно, по своей немощи и по своим каким-то таким греховным наклонностям и страстям не всегда слушался, то, что говорилось, потом очень часто об этом жалел. Потому что все равно возвращался к тому же, только уже с ссадинами, синяками, разбитыми коленками и так далее. Для меня это, знаете, вот это не было у владыки все время, ну по отношению вот ко мне и по отношению к другим людям, у него была задача человека привести к Богу. А дальше он так немножко отходил в сторону всегда и уже как бы тебя поручал, если он видел, что ты встал на ноги, ну и как-то он немножко дистанцировался. Потому что наплыв народа был огромный, и у людей жажды духовной, которые жаждали вот такой пищи духовной, тоже было очень много. Понятно, что 24 часа в сутки и на всех бы его не хватило. Поэтому если он видел, что человек более-менее так, спотыкаясь, но идет, ну пусть уже идет сам. Вот у меня было такое ощущение.
К. Лаврентьева:
— А как поступать, когда ситуация совершенно неразрешимая? Вот ходит к вам годами человек с одной и той же проблемой, и вроде нет черного и белого, вы не понимаете сами до конца как бы, что ему говорить. Ну бывают же такие ситуации, которые как крест, надо нести всю жизнь.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну а тут что, собственно, на других, сам такой же, в общем. Всю жизнь, ну не всю жизнь, какие-то, в общем, проблемы, внутренние какие-то грехи, они изо дня в день одни и те же — год, два, три, пять, десять. Но, с другой стороны, вот надо постоянно с ними и бороться, руки не опускать. Потому что ну как вот расслабленный лежал там кучу времени, да, большое количество лет, а потом — раз, в один прекрасный миг и Господь пришел и сказал: ну все, теперь вставай и пойдем. Так и здесь, в принципе, главное бороться, главное не опускать рук. И в какой-то момент Господь, видя твое как бы желание, Он обязательно поможет. Но только надо набраться терпения. И все зависит, конечно, от нашей ревности: чем ревностней, тем быстрее получишь. И чем меньше как бы ревности, ну тем дольше придется страдать. Но Господь все равно увидит, что ну парень старается...
К. Лаврентьева:
— Надо как-то его поддержать.
Протоиерей Дмитрий:
— Поддержать, да.
К. Лаврентьева:
— А вот было у вас такое на глазах, что человек просит-просит там — 20 лет, 30 лет о чем-нибудь, и в итоге у него наконец-то наступает счастье в жизни, и вот Господь ему отвечает, и ситуация разрешается? У вас же уже большой пастырский опыт.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну конечно, было. Но другой вопрос, что, знаете, человек просит одного, а получает другое и тоже счастлив.
К. Лаврентьева:
— Да, это, кстати, прекрасно просто. Отец Дмитрий, с чем вы сталкивались, с какими трудностями вы сталкивались первые годы своего священства?
Протоиерей Дмитрий:
— Ой, трудности — ну опять же таки это трудности, они внутренние трудности. Это, знаете, ну все время ситуация...
К. Лаврентьева:
— Ну кто-то, например, для него исповедь очень тяжела, кому-то требы сложно исполнять, кому-то с людьми сложно общаться. А кому-то вообще все отлично, он внутри себя борется.
Протоиерей Дмитрий:
— Да нет, у меня не было никаких в этом смысле проблем. Конечно, то есть проблемы были, другой вопрос, что для меня это не непреодолимые проблемы, я их как-то воспринимал как проблемы, которые надо решать. Потому что Господь ведь дает ситуации, они на вырост, так скажем: то есть тебя ставят в такую ситуацию, до которой ты должен еще подтянуться. И вот этот момент, с момента поставления тебя на место и твоим внутренним содержанием, вот пока ты подтягиваешься, ну конечно, можно там дров много наломать.
К. Лаврентьева:
— Да.
Протоиерей Дмитрий:
— Но здесь главное понимать свои ошибки, в них признаваться. Ну это как подросток, да, он пока растет, он пока не может координировать свои усилия. Силы есть, руки ноги есть, а координировать вот не всегда получается, такие как-то неуклюжие какие-то движения, убогие и так далее. Ну так и здесь. То есть мне кажется, вот человек ставится в ситуацию, и пока он до нее подтягивается, конечно, в общем, со стороны это смотрится иногда даже смешно и комично, наверное.
К. Лаврентьева:
— А иногда трагично.
Протоиерей Дмитрий:
— Иногда трагично. Но у меня, слава Богу, до этого не дошло.
К. Лаврентьева:
— А что самое радостное в священстве?
Протоиерей Дмитрий:
— Ну это служение литургии, конечно. Это вот это ощущение Царства Божиего, которое здесь нисходит на земле, и пребывание в этом Царстве — это, конечно, ну большое утешение. Хотя вот как-то служили и служили, а тут владыка наш, уже Бежецкий, как-то на последней службе, когда он приехал к нам в село, он сказал, когда вот похожий какой-то вопрос задали ему, он так, обращаясь к народу, сказал: а мы разве не вместе служим? И я такой: действительно, мы же все...
К. Лаврентьева:
— Соборно служим.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, каждый на своем месте — кто-то в алтаре, кто-то в храме, но все вместе совершаем вот это служение. И я как-то, мне эти слова, вот после двадцати лет уже предстояния перед престолом, очень так запали в душу. И, конечно, уже молитва совершенно воспринимается по-другому. Раньше ты думал, что ты прямо вот такой ходатай перед Богом за людей. А так думаешь: да нет, все вместе, каждый вот так на своем месте совершаем вот это восхождение к Богу, действительно.
К. Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, дорогие радиослушатели. В этом часе с нами протоиерей Дмитрий Лихачев, настоятель Введенского храма села Козлова Бежецкой епархии — вот, все правильно выговорила. Меня зовут Кира Лаврентьева. Отец Дмитрий, смотрите, вот первые годы священнослужитель все равно как-то пытается, наверное, нащупать свои границы, как-то себя почувствовать вот в этой новой для него роли и, соответственно, его и семья тоже под него подстраивается, — то есть это такая довольно тяжелая история. Тем более вы вообще переехали в другое место, начали восстанавливать далеко не простой вот по этой сложности восстановления храм, и все было наверняка очень трудно.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну я это не воспринимал как трудность, для нас это была радость. Потому что это как бы новая жизнь, новые горизонты. Точно абсолютно вот какой-то такой безнадеги, безысходности не было. Понятное дело, что какие-то там бытовые трудности были, но знаете, когда все в семье хорошо, это воспринимается совершенно не как трудность, а наоборот, так это, как радость такого совместного труда, совместного какого-то преодоления. И когда друг другу так плечо подставляешь, от этого же тоже радость, когда ты помогаешь другому человеку или тебе помогают. Вот мне кажется, вот в этой ситуации мы точно не испытывали никаких вот каких-то трагических таких моментов. Ну вот другой вопрос, конечно, когда мы приехали уже в Козлово, там приход уже был, конечно, сформирован. Потому что иначе бы меня туда не послали, потому что это было желание людей, которые жили в деревне уже, и чтобы к ним прислали священника. И у них были одни представления о священнике, у меня было другое представление о прихожанах и о приходе. Ну в результате где-то мы вот эту середину нащупали. Ну не без проблем, конечно.
К. Лаврентьева:
— Это был ваш первый приход?
Протоиерей Дмитрий:
— Да, первый. Я был до этого, служил диаконом в Сорока мучениках.
К. Лаврентьева:
— То есть вы стали священнослужителем, и сразу такое погружение полное.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, погружение. И вот что касается восстановления храма — прихожане меня видели в первую очередь как строителя. Потому что там действительно огромный Введенский собор — ну это наша боль, мы пробуем его, конечно, восстановить, но, в общем, понятное дело, что нашими скудными средствами это не совсем получается. Но в конце концов удалось убедить людей, что в первую очередь нам нужно собираться на литургию, в первую очередь нам нужно налаживать молитвенную жизнь, литургическую жизнь. А потом уже, Бог даст, может быть, и все остальное как-то вокруг этого выстроится. Ну похоже так оно и получается. Потому что мы сейчас построили новый храм в честь новомученика Алексия Сибирского, нашего батюшки святого, нашего небесного покровителя. А после того, как построили этот храм, в принципе, и по большому храму какие-то подвижки пошли. Ну по крайней мере он сейчас законсервирован и дальше разрушаться уже не будет. Ну а дальше посмотрим, как там пойдут дела.
К. Лаврентьева:
— Вы помните момент, возраст, когда вы осознали себя как верующего человека?
Протоиерей Дмитрий:
— Да, это, в принципе, помню — 21 марта 1991 года.
К. Лаврентьева:
— О, ого!
Протоиерей Дмитрий:
— Когда я встретился с владыкой. До этого беды ничего не предвещало.
К. Лаврентьева:
— А как вы встретились с владыкой?
Протоиерей Дмитрий:
— Ну тоже такая история. Ну, в общем, у меня был друг, и мы с ним очень давно не виделись, и у меня как-то выпало, поскольку я там спортом занимался, в воскресенье у нас, как правило, были какие-то игры. А тут получился выходной, я позвонил ему. Мама его сказала, что он в Новоспасском монастыре, я ничтоже сумняшеся приехал. Ну и как-то вот там встретил владыку — и все, и получилось, как бы вышел другим человеком уже оттуда. То есть вот впервые это так произошло.
К. Лаврентьева:
— Удивительно. И не был верующим, но стал верующим.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, это прямо вот, говорю, вот как моргнул.
К. Лаврентьева:
— Удивительно.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, получилась другая жизнь совершенно.
К. Лаврентьева:
— То есть никаких поисков, вопросов, все очень четко и ясно.
Протоиерей Дмитрий:
— Нет, у меня просто как-то вот, наверное, как у апостола Павла произошло, вот по дороге в Дамаск, так и у меня. Это такая очень простая, но, мне кажется, прекрасная история.
К. Лаврентьева:
— Но не имея опыта поиска, отец Дмитрий, насколько вам легко общаться с людьми, которые приходят к вам именно вот с таким поиском? Далеко ведь не у всех такое происходит, как у апостола Павла: «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня?»
Протоиерей Дмитрий:
— Я согласен, да. Потому что, когда это сам не пережил, людей, которые действительно как бы вот приходят от ума, как бы ну мне немножко жалко вот таких людей. Ну я не то, что выше себя ставлю — жалко, ну просто...
К. Лаврентьева:
— Просто это трудный путь.
Протоиерей Дмитрий:
— Думаешь: очень трудный путь. И я вот неправильно, наверное, я сказал, я как бы сочувствую им, потому что это же склад ума такой, это внутренне как бы человек так сформировался. И, конечно, у него вот эти вещи труднее происходят — отказ от своих каких-то мыслей, установок, воззрений. Когда у тебя нет ничего, что тебе терять? Встал и пошел. А когда у тебя бэкграунд уже какой-то такой серьезный, то, наверное, таким людям тяжело. И я вот действительно, ну может быть, Господь меня и специально в деревню устроил, чтобы... таких людей у нас практически нет, там все как-то у нас проще, в сельской местности.
К. Лаврентьева:
— Хорошо. Ну у вас нет потребности как-то с кем-то подискутировать, какую-то сложность, двухслойность, треслойность какую-то найти в каких-то евангельских вопросах? Вот такую, знаете, создать общину такую какую-нибудь, богословскую?
Протоиерей Дмитрий:
— Интеллектуальную, да. Ну вы знаете, мне эти вещи импонируют, так скажем. Мне нравится изучать Священное Писание, нравится как-то там порыться, покопаться, до каких-то смыслов дойти. Ну, может быть, даже и подискутировать, но не ради дискуссии, а ради того, чтобы вот человек мне помог, либо что-то мне подсказал, либо вот как бы в этой дискуссии мы пришли к какому-то мнению, такому более глубокому пониманию того, о чем мы дискутировали. Такая потребность есть. Ну и, слава Богу, у нас есть такие какие-то сообщества, где мы вот эти проблемы решаем. То есть мы там, сейчас вот с пандемией у нас, слава Богу, сколько возможностей открылось виртуального общения, и через зум мы организуем там библейские чтения и так далее, ну вот такое с московской частью наших прихожан, чтобы нам на лето, чтобы мы как-то почаще встречались. Вот мы уже почти три года проводим вот такие библейские встречи, они, в принципе, вот похожи на то, что вы говорите, где, благодаря каким-то вопросам, мы как-то до чего-то докапываемся.
К. Лаврентьева:
— Есть какой-то диалог.
Протоиерей Дмитрий:
— Диалог, да. В этом потребность есть. Но это что касается, наверное, больше не каких-то жизненных ситуаций, и это скорее связано больше вот с изучением Священного Писания, потому что это мне как-то так по сердцу очень.
К. Лаврентьева:
— А вот чем, по-вашему, вот эта «деревенская» вера, если можно ее так, знаете, грубо озаглавить, принципиально отличается от веры городского человека?
Протоиерей Дмитрий:
— Ну вот, мне кажется, простотой. Потому что все-таки вот сельская жизнь, она человека делает, ну упрощает, в хорошем смысле этого слова. То есть у человека, конечно, вот тех проблем, с которыми сталкивается человек, живя в городе, он, конечно, там на 99% избегает, соответственно, и формируется немножко по-другому. И, конечно, и грехи совсем другие, и страсти другие, все там как бы проще. Потому что, конечно, городская среда, она утяжеляет человека, усложняет, и вот среди вот этих завалов потом очень трудно найти вот этот путь ко Христу. Ну это как-то вот, тут ничего не поделаешь. С другой стороны, вот если человек как бы во всем этом разобрался, это ну такая глыба становится. У него же, человек, как по Евангелию, выносит и старое доброе, и все как бы на пользу идет человека. Поэтому в этом тоже какой-то промысл Божий. Потому что, конечно, скорее всего в деревне там богословы не родятся, так скажем.
К. Лаврентьева:
— Или родятся.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну в другом смысле. Вот в том, каком традиционном понимании, как некий такой интеллектуальный фундамент, конечно, веры, безусловно, это, мне кажется, такой возможности, только вот воспитываясь и получая воспитание в определенной среде, наверное.
К. Лаврентьева:
— Сколько вы уже в священстве, около 30 лет?
Протоиерей Дмитрий:
— Ну с диаконством если брать — в диаконы меня рукоположили в 1998 году, а в священники в 2003-м, — ну вот, получается, 24 года всего, вместе.
К. Лаврентьева:
— Сейчас много говорят о кризисе священников, о выгорании священников, вплоть до такой трагедии как уход из священства — человек настолько устал, что больше не может. Что вы думаете по этому поводу? Это ведь не просто профессия, да, это же призвание, ты же не можешь уйти фактически.
Протоиерей Дмитрий:
— Ой, ну сложно сказать. Да, сложно сказать. Ну тут, мне кажется, просто, идя в священство, надо все-таки стараться вот иметь какую-то определенную долю смирения. Потому что как: ты выгораешь, когда у тебя есть какой-то четкий план или какое-то видение. А раз — не получилось, два — не получилось, три и... Или, может быть, получилось, но ты слишком много сил затратил. И мне кажется, вот когда для человека важнее цель, чем процесс, мне кажется, вот тогда эта возможность выгорания как раз и становится большей. А Христос говорит, что Я есть путь и истина, и жизнь. То есть вот когда ты начинаешь получать удовольствие и жить просто ради процесса, ради вот этого пути, ты все время в пути, тогда — а что выгорать-то? Ну идешь себе и идешь. Получается, когда акценты смещаются, собственно, не на цель, а на вот этот путь, вот когда ты любишь, когда ты полюбил наконец вот эту борьбу постоянную там с самим собой, да...
К. Лаврентьева:
— То есть ее можно полюбить?
Протоиерей Дмитрий:
— Без этого невозможно, мне кажется, христианской жизни такой полноценной.
К. Лаврентьева:
— Не в отчаяние впадать, а полюбить.
Протоиерей Дмитрий:
— Полюбить, конечно. Ты же на стороне Бога. Ну упал — встал. Ты знаешь, что ты как бы на правильной стороне. Ты как бы в команде, которая выиграет в любом случае. Ну мы так знаем. Поэтому как бы и ты играешь в этой команде, и тебе как-то проще от этого становится.
К. Лаврентьева:
— Понимая примерно свою немощь.
Протоиерей Дмитрий:
— Конечно. Ну ты вот, ну худо-бедно, но ты как бы за правых, в основном говоря. А если, конечно, ставить целью, что вот я там, вот у меня там через 15 лет будет приход, у меня будет там тысяча человек — то, конечно, да, когда если этого не достигается, то скорее всего можно впасть и в уныние, и в отчаяние.
К. Лаврентьева:
— У вас есть какой-то рецепт по стяжанию душевного мира? Ведь говорят, что это самое главное. Царствие Божие внутри вас есть.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну да, мне кажется, рецепт один: действительно просто вот как бы делать, исполнять заповеди, и все. И Господь за это обещал душевный мир. Ну блаженство, оно вот в этом и состоит: то есть насколько ты ревностно исполняешь заповеди, настолько ты и блаженен. В общем, христианство, оно тождество блаженство и добродетели напрямую утверждает. Поэтому насколько ты готов послужить Богу — ну настолько ты и счастлив, что оставил для себя — ну то тебя и притянет к земле и делает несчастным в конце концов.
К. Лаврентьева:
— Да. Протоиерей Дмитрий Лихачев, настоятель Введенского храма села Козлова Бежецкой епархии, проводит с нами этот «Светлый вечер». У микрофона Кира Лаврентьева. Мы вернемся через несколько секунд.
К. Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, дорогие радиослушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева. И в этом часе о своем пути в священстве нам рассказывает Дмитрий Лихачев, настоятель Введенского храма села Козлова Бежецкой епархии. Еще раз здравствуйте, отец Дмитрий.
Протоиерей Дмитрий:
— Добрый вечер.
К. Лаврентьева:
— Для тех, кто к нам только присоединился, мы с ними еще раз, с дорогими радиослушателями, поздороваемся. Мы с отцом Дмитрием говорим о его пути в священство, в священстве, и говорим о том, как важно не отчаиваться, видя свою немощь, понимая, что ты играешь за правых, что ты в хорошей команде, которая победит, то есть идешь и идешь. И это очень сильная мысль, отец Дмитрий, что действительно, получается, нужно полюбить свою борьбу, не впадать каждый раз в такую прострацию, в уныние, оттого что ты снова нагрешил, ты снова не смог над собой приподняться, ты снова там в своей дырявой душе, все-таки у тебя протекла вся вода. И ты каждый раз собираешься, латаешь дырочки и идешь на исповедь с причастием. И это очень важная мысль.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну мне кажется, да, она жить как-то помогает.
К. Лаврентьева:
— Помогает. Звезд с неба ты не хватаешь.
Протоиерей Дмитрий:
— Да. И делает тебя практически неуязвимым.
К. Лаврентьева:
— Отец Дмитрий, ну мы же понимаем, что у каждого человека или генетически там, или в силу каких-то особенностей организма, нервной системы, есть определенная склонность к конкретным страстям и грехам. Ну как-то сразу видно и понятно. Бывают, конечно, счастливчики, которые уже с душевным миром с детства, их особо ничего не влечет. А есть люди ну вот с больной душой, да, больной головой, там чем-то еще больным — мы все-таки, поврежденное у нас естество первородным грехом. И в основном, как мне кажется, люди, вот они склонны к чему-то. И так вот все заповеди соблюсти — ну, наверное, на практике крайне сложно, у каждого есть своя слабость. У меня, например, это гнев. И я прошу дорогих радиослушателей помолиться обо мне, потому что я, как человек горячий — в этом есть свои плюсы, но есть и серьезные минусы, да, — ты не можешь как бы удержать язык свой от зла или какие-то вот такие эмоции свои не можешь сдержать. И для меня это огромная проблема, о которую я все время спотыкаюсь. Есть, конечно, еще множество других, но вот это то, о чем я могу говорить вот в формате нашего разговора.
Протоиерей Дмитрий:
— И есть в какой-то книжке читал, память плохая, но там просто вот ответ на этот вопрос, напрямую. И на Афоне (ну, кстати, я, по-моему, даже понимаю, о ком идет речь), и смысл в том, что был какой-то старец на Афоне, монах, и в общем, он чуть ли там не матом кричал на всех. И в общем, и все прихожане, ой, паломники говорили, что ой, ну пора его уже из монастыря, народ смущает, вот сейчас бы его выгнать, и все хорошо было бы. На что настоятель сказал: ты понимаешь, по природе он вообще убийца. Ну вот по природе он убийца, причем серийный и маньяк. Но, видите, он только ругается...
К. Лаврентьева:
— Ой, Господи, помилуй. Страшно-то как.
Протоиерей Дмитрий:
— Да. И для него это подвиг, и он за этот подвиг будет вознагражден больше, чем какой-нибудь человек, которого мы почитаем чуть ли не за святого.
К. Лаврентьева:
— Ого.
Протоиерей Дмитрий:
— Потому что у него, в силу как бы вот таких внутренних, может быть, даже генетических предрасположенностей — там нейроны с дейдронами как-нибудь там срослись не так, и вот он такой гневливый. А кто-то вот родился, и у него все по жизни хорошо, но он не преуспел в этом. Вот притча о талантах — вот это, мне кажется, стопроцентное попадание в нашу тему. А у него, вот он один талант имел, и то закопал, да, и будет за это спрошен по всей строгости. То есть у кого-то дано много, и если он это не преумножит...
К. Лаврентьева:
— С того много и взыщут, да.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, и он это если не преумножит, то, в общем-то, конечно, он будет намного ниже с тем человеком, который практически ничего не дано, и он из этого слепил хоть что-то, похожее там на человека.
К. Лаврентьева:
— Отец Дмитрий, я могу, конечно, ошибаться, но мне кажется, когда человек постоянно пребывает в душевном мире (я благословляю таких людей, и очень за них радуюсь), у них нет какого-то такого сильного стимула для борьбы. Это ведь какая-то другая сторона медали: ну вот тебе хорошо и хорошо, спокойно и спокойно, у тебя нет такого вот бензина, который тебе дает...
Протоиерей Дмитрий:
— Ну мы не знаем, сколько, что человек положил за это спокойствие.
К. Лаврентьева:
— Да, не знаем. Или его родители, или его какие-то родственники.
Протоиерей Дмитрий:
— Мы не знаем. Лучше вообще о другом человеке вообще никак. Вот ты живешь, у тебя своя жизнь, у другого человека своя жизнь. Поэтому там вот как-то судить, осуждать...
К. Лаврентьева:
— Нет, нет, я никого...
Протоиерей Дмитрий:
— Ну вообще даже выносить какие-то решения, даже не осуждать, а просто говорить: вот наш счастливчик какой, или там несчастный. А что человек, мы же не знаем, что за этим стоит.
К. Лаврентьева:
— Не знаем, какой крест.
Протоиерей Дмитрий:
— Сколько он, что там он положил за это.
К. Лаврентьева:
— Да. Мне очень нравится мысль о том, что если ты кому-то завидуешь, ты завидуй тогда не конкретному чему-то там — не машине там, квартире и талантам, а ты тогда весь крест будь готов человека на себя взять.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, конечно.
К. Лаврентьева:
— Вот сможешь ты его трудности взять? И сразу как-то зависть, она сразу отходит. Потому что завидуем мы чему-то конкретному, а не всей жизни, вместе с трудностями и болью. И это, мне кажется, очень важно.
Протоиерей Дмитрий:
— Конечно, да. Кто знает, что человек там переступил, через что он прошел.
К. Лаврентьева:
— Отец Дмитрий, вернемся к вашему священству. А у вас есть некая грань между вами и прихожанами? Потому что сколько раз я замечала, в деревне все-таки эта грань между батюшкой стерта, между батюшкой и вот жителями: ой, батюшка, у меня там горе случилось, давай помогай. Ночью в дверь. Спасай там, я не знаю, там еще деньги украли, сын там в беду попал... То есть нет такого, как в городе: там дождешься утра, побежишь в храм, выстоишь очередь, дождешься, пока батюшка к тебе из алтаря выйдет...
Протоиерей Дмитрий:
— Нет, ну все проще, конечно. Другой вопрос, что до меня еще дойти надо — мы в двух километрах вообще одни живем.
К. Лаврентьева:
— Нет, ну кому надо, тот дойдет.
Протоиерей Дмитрий:
— Нет, ну в общем-то, слава Богу, такого, чтобы вот так вот стучали в дверь, милостью Божией, не было у людей. Ну то что все гораздо проще — да.
К. Лаврентьева:
— Ну все на виду.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, могут тебе в глаза сказать все, что думают про тебя. И это будет нормально.
К. Лаврентьева:
— Кстати, это вообще феномен, я это наблюдала: ты, батюшка, сегодня что-то торопился, быстро литургию провел.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну или вообще так, по жизни, в общем, и это уже абсолютно нормально воспринимается, то есть там тебя быстренько с небес на землю спускают.
К. Лаврентьева:
— Удивительно. То есть там непонятно, кто главный, священник или жители села. Тебя быстренько воспитают.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, это точно.
К. Лаврентьева:
— А вам не было сложно вот с этой особенностью сельского священства свыкаться?
Протоиерей Дмитрий:
— Ну поскольку у меня не было другого как бы опыта, мне кажется, это достаточно быстро я понял, что к чему. Хотя, безусловно, какие-то...
К. Лаврентьева:
— На лычку лучше не лезть.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, поползновения какие-то были там какие-то свои границы там выстроить, свою значимость определить. Ну, в общем, мне кто есть кто, быстро дали понять.
К. Лаврентьева:
— Напор был сильный.
Протоиерей Дмитрий:
— Поэтому, да и так проще на самом деле. Потому что когда вот этих как бы границ, это не то что человек относится, не то что человек профанирует твое служение.
К. Лаврентьева:
— Да, конечно, нет. Это именно вот ментальность такая.
Протоиерей Дмитрий:
— Это именно человеческие простые отношения. Но вот именно что касается к священнику — безусловно, даже те люди, может быть, с которыми не сложились контакты, ну в силу каких-то обстоятельств, они в тебе все равно священника видят, то есть для них это все равно ты как бы вот...
К. Лаврентьева:
— То есть есть какая-то грань.
Протоиерей Дмитрий:
— Благоговение. Для людей в сельской местности это очень важно.
К. Лаврентьева:
— Отец Дмитрий, ну это же колоссальная прозрачность. То есть ты чуть где-то оступишься, не дай Бог, или просто подумаешь, сразу вслух идет.
Протоиерей Дмитрий:
— Это хорошо. Представляете, сколько грехов я избежал из-за того, что просто думал: ну ладно, сейчас же по всей деревне разнесут. Лучше промолчу.
К. Лаврентьева:
— А для матушки вашей это сложный момент или она тоже привыкла к такому?
Протоиерей Дмитрий:
— Да матушка, она такой домосед, поэтому, в общем...
К. Лаврентьева:
— То есть как бы она не общается особо.
Протоиерей Дмитрий:
— Нет, она общается, она, в общем, достаточно большую там работу проводит, она и мастерские, и хор там, в общем, нет.
К. Лаврентьева:
— Интересно, как у вас там все организовано.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну просто она как-то вот действительно поняла свое служение, и как-то вот все время, знаете, так растворилась в моем священстве. То есть она как бы никогда не лезет вперед, никогда ничего там не выстраивает в приходской жизни, то есть она вот так скромно в сторонке стоит, но работу делает огромную. Конечно, без нее бы там ну 90% того, что сделано, наверное, не было бы сделано, потому что тылы для священника — это все.
К. Лаврентьева:
— Ведь вы очень важную мысль говорите, отец Дмитрий. А как, в принципе, женщине — не в деревне, не матушке — матери, например, там жене, работающей женщине в городе, как-то вот понять грань своего правильного Божиего существования в этом своем мире?
Протоиерей Дмитрий:
— Сложный вопрос. Не знаю.
К. Лаврентьева:
— Потому что ваша матушка, она интегрировалась вот в эту ее реальность. А как интегрироваться женщинам, вот которые вот нас сейчас слушают, я не знаю, в машине, которые вынуждены просто пахать. Ваша матушка, естественно, тоже пашет, но у нее такая женская вот эта вот реализация. А если женщина поставлена в условия, когда она и за женщину, и за мужчину, и за дедушку, и за бабушку, и за всех? Вот она сейчас слушает наш разговор, и вот у нее наболело.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну вы знаете, мне кажется, здесь опять же для меня это большой вопрос, поскольку в своем жизненном опыте у меня такого не было. Но, может быть, для всех людей самым важным, что бы ты ни делал, всегда иметь желание смириться и уступить место действию Бога. То есть не идти вот напролом, ну в любой ситуации — там работаешь ты, бизнесвумен или там еще кто-то, вот приходится там. Но все время как бы искать возможности, может быть, даже смириться и вот это свое «я» немножко...
К. Лаврентьева:
— Поубавить.
Протоиерей Дмитрий:
— Иногда бы да, поубавить.
К. Лаврентьева:
— То есть вы видите, что у женщин есть с этим проблемы?
Протоиерей Дмитрий:
— Ну они у всех есть, они и у мужчин есть, просто мы как бы сейчас говорим про женщин.
К. Лаврентьева:
— Есть, есть, поэтому я и спрашиваю, есть. Хочется, конечно, верховодить.
Протоиерей Дмитрий:
— Да. Вот мне кажется, и для мужчин, и для всех это полезно, иметь всегда...
К. Лаврентьева:
— Свое место знать.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, вот как бы ты ни упирался, но иногда надо предоставить место действовать Богу в твоей жизни. И если вот это желание и как бы вот этот, как сказать, ну может быть, если человек постоянно допускает такую возможность, что вот границы свои, предел знать — это очень важно. Ты идешь, но иногда очень важно, как бы вот: стоп, здесь надо остановиться, а здесь пусть муж там что-нибудь скажет.
К. Лаврентьева:
— Отец Дмитрий, у нас с вами сегодня прямо такая глубоко богословская, житейско-богословская беседа получается. А если ты, например, вот я знаю людей, которые чувствуют какой-то призыв, вот вроде есть призыв какой-то Божий на какие-то перемены в жизни, а какой — понять не может. Он как слепой котенок тыкается туда-сюда и не может найти ответов.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну вот мне кажется, то что вы в начале передачи задали вопрос, и как мне владыка ответил: время и молитва.
К. Лаврентьева:
— Как волю Божию узнать. Время и труд, молитва.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, вот время очень важно. То есть не сразу в омут кидаться.
К. Лаврентьева:
— Терпение.
Протоиерей Дмитрий:
— Терпение, да. Пусть это будет именно то, что ты задумал, но все равно это будет уже немножко на других началах, уже на более таких фундаментальных. Когда ты помолился, Бога повопрошал, посоветовался, и все получилось.
К. Лаврентьева:
— Вот если бы вы могли сейчас вернуться на 30 лет назад и поговорить с собой, молодым священнослужителем, что бы вы тогда себе сказали? Какие бы дали советы, от чего бы предостерегли? Может быть, нас сейчас какой-то будущий священнослужитель слушает.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну мне кажется, очень важно для священника не забывать вот про эту важнейшую, мне кажется, самую главную добродетель в нашей жизни — это смирение. Мне кажется, вот чего мне всегда не хватало, так это вовремя смириться, вовремя замолчать, вовремя перестать действовать и...
К. Лаврентьева:
— И дать место Богу.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, вот мне кажется, это самое главное. Потому что, понятное дело, особенно у молодых, и не у молодых, куча идей, куча планов, самых таких хороших. Но в любом случае, мне кажется, вот без этого будет тяжело очень. И как бы без этого будет очень тяжело находить контакт с людьми, свое место в жизни. Вот это будет очень тяжело. И то что самое главное — вот то, что вот мне владыка сказал, когда человека рукополагают, и владыка мне сказал очень важную вещь: никогда не привыкай служить.
К. Лаврентьева:
— Это очень важно.
Протоиерей Дмитрий:
— И вот я стараюсь изо всех сил, каждую службу.
К. Лаврентьева:
— Чтобы она была как первая даже.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, чтобы она была. ну потом, уже когда во вкус войдешь, для тебя это не проблема: ты как бы, а что бы в Царство Божие там...
К. Лаврентьева:
— Как первый раз не войти.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну вот это не должно быть рутиной.
К. Лаврентьева:
— Привычкой.
Протоиерей Дмитрий:
— Привычкой. Не должно быть работой такой.
К. Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. В этом часе с нами протоирей Дмитрий Лихачев, настоятель Введенского храма села Козлова Бежецкой епархии. С вами Кира Лаврентьева. Интересный у нас очень сегодня разговор, отец Дмитрий. Дорогие радиослушатели, если вы вот не с начала с нами, обязательно потом послушайте на сайте, это сердечная рекомендация. Потому что лично я очень много радости сейчас получаю и думаю, что вы тоже и получите. Отец Дмитрий, ну вот это понятие смирения. Одно дело, когда ты смиряешься от слабости — ну потому, что просто у тебя сил нет на протест, на противодействие — это вот, наверное, даже и не смирение, вот такая даже некая трусость. А другое дело, когда ты смиряешься от силы, оттого что ты можешь сделать, можешь возразить, можешь где-то надавить, но ты отходишь в сторону. Вот когда смирение от слабости, но мы все равно приписываем этому смирению такой вид добродетели: типа я на самом-то деле в глубине просто боюсь, но я смиряюсь. Вот эту тонкую грань как в себе уловить?
Протоиерей Дмитрий:
— Ну вот, собственно, мне кажется, вы на этот вопрос ответили.
К. Лаврентьева:
— Сам спросил, сам ответил.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, потому что это только ты можешь себя судить. Ну это вот если тебе совесть подсказывает, что ты давай, действуй, ты как бы в кусты-то не прячься.
К. Лаврентьева:
— Вот. То есть получается, что смирение, оно же может быть и при таком сильном действии.
Протоиерей Дмитрий:
— Согласен. Любая добродетель внешне, вот она может быть внутренне совершенно другой.
К. Лаврентьева:
— Я встречала людей, которые очень такие, знаете, сильные внешне, такие очень, кажется, им палец в рот вообще не клади. А когда дело касается их личной самости вот этой, они вообще отступают. В личном общении не видно смиренного человека.
Протоиерей Дмитрий:
— То есть этот человек судит сам себя. То есть здесь вот, знаете, потому что ты можешь там и чудеса творить...
К. Лаврентьева:
— Но быть при этом таким гордым.
Протоиерей Дмитрий:
— Гордым и так далее. И мы же, все же люди читали патерики, и сколько таких случаев.
К. Лаврентьева:
— Вот отец Дмитрий, тогда следующий вопрос — меня сегодня просто прорвало. Но иногда ведь гордыня и тщеславие, да не иногда, а всегда они вплетены уже в нашу личность, они с нами с детства, они вырастают с нами вместе, и они уже знаете, как терн вот так вот обволакивают душу. И уже получается, как Господь сказал, пусть и плевелы, и плоды растут вместе, и сорняки, и плоды, а потом ангелы Божии уже разберутся с этим вопросом.
Протоиерей Дмитрий:
— Абсолютно вы правы. Просто надо сказать, раз и навсегда, что я гордый, тщеславный человек.
К. Лаврентьева:
— И с этим сам ничего сделать не могу.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, вот. Поэтому если ты что-то делаешь, чувствуешь себя, ну сказать: вот я такой. Ну что же мне теперь, не делать ничего? Ну не перестать же чего-то делать...
К. Лаврентьева:
— Потому что я чувствую в себе гордыню.
Протоиерей Дмитрий:
— Да. Ну просто каждый раз напоминать себе вот надо, что это не я, что это Божие дело, что на самом деле я никто. И потихонечку это, вот то, что мы говорили, если почаще себе это напоминать, оно как-то и самомнение пройдет. Ну просто надо все время себе напоминать, кто ты. И все, и все нормально будет, мне кажется. Ну лет через десять, через двадцать.
К. Лаврентьева:
— Через десять... Вот, отец Дмитрий, как раз в этом-то и проблема, что иногда человек сражается с какими-то вещами в себе вообще всю жизнь. Я знаю историю, когда папа семейства всю жизнь боролся со страстью курения, и он никак не мог ее, бедненький, победить. То есть он страдал, бросал, опять начинал. И все его дети (а у него несколько сыновей, представляете) никогда в жизни, видя эту борьбу, не брали даже вот в руки сигарету, понимая, чего стоило это их отцу.
Протоиерей Дмитрий:
— Слушайте, прекрасная история.
К. Лаврентьева:
— То есть это так глубоко. Он сражался до гроба, до гробовой доски.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну ради детей.
К. Лаврентьева:
— Так фактически и не победил. А дети это не переняли, видя, какое страдание он испытывает. То есть это очень важно, получается, и признавать как-то в своей семье, в своем окружении свои косяки.
Протоиерей Дмитрий:
— Обязательно.
К. Лаврентьева:
— Не вот: я такой христианин, сейчас я вот тут вас научу слову Божию. А именно: ребята, смотрите, мне очень тяжело, и не делайте, как я.
Протоиерей Дмитрий:
— В семье обязательно надо признать. И перед детьми я все время тоже вспыльчивый и накричать могу, и все.
К. Лаврентьева:
— Потом извиняешься.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну обязательно, да, это обязательно. Чтобы они понимали, что это нехорошо, чтобы они понимали, что ну папа что-то тут это, не в себе был.
К. Лаврентьева:
— У вас дети хотят тоже как-то служить Церкви?
Протоиерей Дмитрий:
— По-разному. Ну прямо вот так чтобы встать на этот путь — нет. Кто-то при церкви, кто-то пока так немножко на расстоянии, смотрит.
К. Лаврентьева:
— А бывает такое, что ребенок — раз, и говорит: я не пойду сегодня на литургию, все. Мне надоело, там скучно, душно.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, конечно.
К. Лаврентьева:
— И что вы делаете в таких случаях?
Протоиерей Дмитрий:
— Ну а что?
К. Лаврентьева:
— Ну не пойдешь и не пойдешь.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну не пойдешь и не пойдешь. А что сделаешь?
К. Лаврентьева:
— Ну это трудно, отец Дмитрий.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну нет, пока маленький...
К. Лаврентьева:
— 14–15 лет.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну все, да, тут уже ничего не скажешь. Пока можешь там под мышку взять и...
К. Лаврентьева:
— То ведешь, это да.
Протоиерей Дмитрий:
— А потом уже все тут уже. Как владыка, кстати, вот он тоже говорит: надо благоговеть перед свободой другого человека. Не принимать, а благоговеть.
К. Лаврентьева:
— Это очень сложно.
Протоиерей Дмитрий:
— Это я как-то вот, эти меня тоже так поразили слова, но в этом есть образ Божий. И это как бы вот свобода, которая дана человеку. И мы не знаем, может быть, через этот опыт падения, отпадения, он... Ну, в принципе, у нас с некоторыми детьми так и получилось, что человек отпадал, а потом как-то — раз, и возвращается. Ну мы не давили, когда вот он на страну далече отходил, нет.
К. Лаврентьева:
— Не давили. А у вас хватало на это сил, сдержаться, когда он в гости приходит, сдержаться от вот этих маленьких, тонких замечаний: сыночек, а ты когда там был, постился последний раз?
Протоиерей Дмитрий:
— Нет, нет.
К. Лаврентьева:
— Сегодня пятница, какая же курица?
Протоиерей Дмитрий:
— Нет, у меня как-то вот в этом смысле я проще.
К. Лаврентьева:
— Вам хватает сил.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну я даже об этом... Ну они уже как бы самостоятельные люди.
К. Лаврентьева:
— А вот, кстати, отец Дмитрий, а как избавиться от вот этого вечного комплекса вины родителей перед ребенком: что недодал, где-то сломал, где-то плохой пример подал, вовремя им там что-то не объяснил? Вот это же очень часто у матерей, очень часто это бывает. Ну это ведь тоже, кстати, не ведет к созиданию, к душевному миру. И никакого толку от этого нет.
Протоиерей Дмитрий:
— Нет, абсолютно. И, к сожалению, бывает, вот этот комплекс вины родителей перед детьми...
К. Лаврентьева:
— А дети начинают на этом играть.
Протоиерей Дмитрий:
— Калечит и детей, калечит и родителей. Поэтому надо признавать свою немощь, понятное дело, что мы не идеальные родители, но мы старались, что-то делали. Как кто-то сказал: если ты не дал ребенку все, что можешь, ну вот тогда — да. Тогда ты как бы не дал ему что-то, недодал. Но если все, что у тебя есть — а у каждого ну по-разному что бывает, кто-то материально там обеспечен, но душевного тепла не дал. А кто-то имел возможность там поговорить с ребенком, а не поговорил, там книжку на ночь почитать — а он пошел там в компьютере сидеть или еще что-то — вот это страшно. А то, что ты, как бы ну понятное дело, что чего-то где-то упускали. Ну главное, ведь на детях видно, в общем, все твои...
К. Лаврентьева:
— Все твои ошибки и грехи твои все.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, вот это абсолютно.
К. Лаврентьева:
— Удивительно, вот это такое зеркало прямо, лакмусовая бумажка.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, абсолютно. Ты иногда там думаешь: вот... А ну это ты, что там.
К. Лаврентьева:
— Точно.
Протоиерей Дмитрий:
— Почему ты думаешь, он будет другим, если ты такой? Ну вот. Как-то так.
К. Лаврентьева:
— Да, отец Дмитрий, конечно, вы очень это так как-то раскладываете правильно. Отец Дмитрий, а когда к вам приходит ребенок и говорит о том, что вот, папа, вообще вот у меня есть сомнение в бытии Божием. Вообще вот такой шах и мат — вопрос ребенка отцу-священнику. Было такое или это я сейчас фантазирую? Или, например, почему православие, это именно истинно, почему там не мусульманство или еще что-то.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну это мы говорим, обсуждаем — это вот да, это у нас не запретные темы. Но иногда там, например, когда дети немножко начинают там бунтовать против похода в храм и так далее, и ты какие-то вещи начинаешь говорить, и они мне говорят: пап, мы верим, что Бог есть. В остальном, я так понимаю, есть вопросы.
К. Лаврентьева:
— Ну самое главное на месте.
Протоиерей Дмитрий:
— Я говорю: ну и хорошо. А остальное все уже как-то, наверное, проще поправить там.
К. Лаврентьева:
— А вы верите, что человек, выросший в православной семье, все равно должен найти как бы своего Христа? Не Христа родителей, а вот своего Господа.
Протоиерей Дмитрий:
— Хорошая идея. Вот да, вы правильно сказали.
К. Лаврентьева:
— Свою встречу пережить.
Протоиерей Дмитрий:
— Да. Потому что да, это одно дело — я рассказываю, они там сначала верят родителям...
К. Лаврентьева:
— На слово просто.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, хорошо. Но невозможно все время в сказке жить, ты же должен как-то лично все это пережить.
К. Лаврентьева:
— Прочувствовать.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, слушайте, замечательно, хорошая идея.
К. Лаврентьева:
— Это у нас такой с вами разговор животворящий.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, это правильно вы сказали абсолютно, да. То есть можно говорить все что хочешь, но если этой личной встречи не было, то, в общем, по большому счету получается, они же доверяют родителям больше, но не Богу. Это как по разговору с родителем, а не со Христом. И это такое, ну вещь не совсем надежная, наверное. Более надежно, когда он сам встретится с Ним.
К. Лаврентьева:
— И что-то поймет.
Протоиерей Дмитрий:
— И скажет: ну все, понял. Да, как самарянка — уже не за твои рассказы веруем, когда...
К. Лаврентьева:
— А потому что сами увидели.
Протоиерей Дмитрий:
— Сами пообщались и отпускать Его не хотели. Пришлось там несколько дней оставаться.
К. Лаврентьева:
— Класс. И я буквально вчера у Порфирия Кавсокаливита читала, что современные матери очень много тревожатся, пекутся, переживают, болезнуют о своих детях и много им говорят. А. в общем, не надо говорить с ними о Боге, надо говорить с Богом о детях. Такая известная, в общем, фраза.
Протоиерей Дмитрий:
— Да.
К. Лаврентьева:
— Там, где хочется научить, нравоучить, наставить, надо остановиться и пойти, помолиться.
Протоиерей Дмитрий:
— Вот у меня жена молодец, вот она именно так и поступает.
К. Лаврентьева:
— Это вообще!
Протоиерей Дмитрий:
— Я уже, и у меня там истерика, все, а она...
К. Лаврентьева:
— Истерика — сложно представить.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну как-то я прямо это переживаю.
К. Лаврентьева:
— Ну конечно.
Протоиерей Дмитрий:
— А потом на нее смотрю, а она такая спокойная. И как-то это все: да, все управится, не переживай.
К. Лаврентьева:
— Прекрасно. Дай Бог нам всем вот так мыслить и верить.
Протоиерей Дмитрий:
— В этом смысле мне повезло.
К. Лаврентьева:
— В это смысле, отец Дмитрий, как вы думаете, как семья развивается, кто вкладывается вот в этот мир и гармонию больше? Я очень противоречивые слышала сведения, что кажется, что жена — дерево семьи. А кто-то говорит, что жена — отражение мужа: какие он рамки задаст, такая будет и семья. А вот если говорить о вашем пастырском опыте, даже, наверное, не личном, а пастырском, когда вы видите много семей — а у вас есть этот опыт. Как вы думаете, чья роль, она вот все-таки на три процента, но тоньше, ювелирнее?
Протоиерей Дмитрий:
— Вы знаете, опять же таки, вот у кого-то, по-моему, у митрополита Евлогия — это вот в Западной Европе который был, вот у него в книжке я читал, что, говорит, когда приходил кандидат на священство, то он разговаривал с ним и с матушкой. Говорит, если священник был на пятерку кандидат, а матушка так, на троечку, он его не рукополагал. Говорит, но если матушка на пятерочку, а батюшка — ну так себе, на троечку, то он, говорит, не раздумывал.
К. Лаврентьева:
— Класс!
Протоиерей Дмитрий:
— Поэтому, думаю, что вот в семье...
К. Лаврентьева:
— То есть за каждым мужчиной все-таки стоит его жена.
Протоиерей Дмитрий:
— Да. Потому что ну мужики — что они там? Ну где-то там витают.
К. Лаврентьева:
— Что-то делают, свершают.
Протоиерей Дмитрий:
— Да, что-то там. А вот что касается вот домашней такой вот, даже и духовной жизни абсолютно, то мне кажется, здесь, по крайней мере мне кажется, что в семье у нас так. Потому что матушка: пойдем помолимся, пора молиться, еще что-нибудь. Ну то есть вот так вот, как-то она это все держит, чтобы это было.
К. Лаврентьева:
— Несмотря на то что священнослужитель вы.
Протоиерей Дмитрий:
— Ну дети все уже разъехались, поэтому, в общем, как-то вот сейчас таких проблем меньше. Но когда вот у нас маленькие дети были, и когда требовалась какая-то организация — точно абсолютно, это ее заслуга.
К. Лаврентьева:
— Хочу познакомиться с вашей матушкой, отец Дмитрий.
Протоиерей Дмитрий:
— Приезжайте в гости, обязательно.
К. Лаврентьева:
— Спасибо огромное за этот разговор. Дорогие радиослушатели, я очень надеюсь, что вы тоже прочувствовали тепло нашего разговора с отцом Дмитрием, потому что какой-то он такой открытый, такой чистый какой-то, светлый получился. Слава Богу, однозначно, это Божия милость для нас. И, дорогой отец Дмитрий, огромное вам спасибо.
Протоиерей Дмитрий:
— Вам спасибо.
К. Лаврентьева:
— Очень рада и знакомству, и общению нашему. Дорогие радиослушатели, в этом часе с нами был протоиерей Дмитрий Лихачев, настоятель Введенского храма села Козлова Бежецкой епархии. С вами была Кира Лаврентьева. Мы очень здорово поговорили с отцом Дмитрием о пути к священству, в священстве, о вере, о всяких разных житейских и богословских вопросах — в этот час очень много всего уместилось, ценнейшая программа, на мой взгляд. Вот все благодаря отцу Дмитрию. Так что слушайте и будьте с нами на Радио ВЕРА. Всего доброго и до свидания.
Протоиерей Дмитрий:
— До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема