Есть два места в Евангелии, которые лично меня страшно пугают - и если бы кто издавал политкорректную версию Библии специально для меня, их бы оттуда обязательно изъяли. Первый - это притча о богаче и Лазаре; второй - это притча о Страшном Суде в 25 главе Евангелия от Матфея. В обоих случаях осужденными оказываются люди, о которых нам не сообщается, что они активно творили какое-то зло. Они просто распорядились своим временем, силами и деньгами так, как сочли нужным - и они предпочли не тратить их на нищих, голодных, больных и заключенных. Много вас тут, Лазарей, а я один. Если Евангелие - это слово Божие, а это так, у меня есть причины для беспокойства. Не то чтобы я особенно блистательно пиршествовал, но и в рамках моего скромного достатка я мог бы жертвовать (деньгами, временем и силами) больше, чем это делаю, причем не особенно надрываясь.
Что мне мешает? Страх повредить себе, нежелание себя в чем-то стеснить, эгоцентричность, лень - все то, что можно было бы назвать “неправильно поставленным сердцем”. Если Евангелие право, то я - сильно неправ. Беда еще в том, что эти требования не являются даже специфически евангельским. Это вполне “общечеловеческая ценность”. Капитан корабля, который просто поплывет по своим делам мимо моряков терпящих бедствие, сядет в тюрьму. Его осудит и закон, и общее мнение. Тем более осудит, если выяснится, что капитан просто не хотел прерывать веселую вечеринку у него на борту ради спасения чужих жизней. Хотя, казалось бы - это его корабль, он может им распоряжаться, придет на помощь утопающим - молодец, не придет - его дело. Но закон (и общее мнение) так не считает. Мог спасти людей, но не захотел, значит – виновен в их смерти. Боюсь, что это так и на суше - не желая спасать чужие жизни, мы делаемся виновными в их гибели. Это крайне неуютный вывод, но он неизбежен.
Евангелие в этом отношении не сообщает чего-то нового - оно просто подтверждает то, что мы и так знаем. В этой ситуации мы можем сделать три вещи: во-первых, мы можем отрицать само Евангелие. Нет ничего плохого в блистательных пиршествах - пиршествуем и не беспокоимся. Но тут беда в том, что осуждает нас, как уже было сказано, не только Евангелие. Можно попробовать перевести стрелки на других - которые, предположительно, хуже нас; разоблачение и всяческое обличение того, кто кажется нам плохим несколько помогает облегчить внутреннее беспокойство. Но чужие дурные поступки никак не снимают вопроса наших собственных.
Можно еще сказать, что мы не сильно хуже среднего уровня. Но Библия и говорит, что все люди согрешили и нуждаются в спасении - никто не заслуживает рая, хотя все могут быть спасены во Христе. Беда еще в том, что у нас перед глазами люди, которые ведут себя значительно лучше нас - так, как мы бы вполне могли бы себя вести, если бы захотели.
Евангелие призывает не искать отговорок, а признать свой грех, попросить прощения, предаться Богу, чтобы Он изменил и исправил наше сердце, делать то, на что нас хватает сейчас.
Псалом 25. Богослужебные чтения

Жизнь человеческую не зря сравнивают с морем. Она бывает и тихой, и бурной. Но никогда, ни в дни тишины, ни в периоды треволнений, нельзя терять надежду на Бога. Потому что только Он единственный может быть нам опорой в этом постоянно меняющемся мире. О том и пишет царь и пророк Давид в своём псалме 25-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 25.
Псалом Давида.
1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
Псалом 25-й был написан пророком Давидом в крайне тяжёлых для него жизненных обстоятельствах. Против Давида восстал его собственный сын — Авессалом. Конфликт накалился настолько, что страна оказалась перед лицом гражданской войны. Царь, не желая кровопролития, пытался всячески найти мир с сыном. Но, к сожалению, тщетно. В итоге Давиду пришлось даже покинуть столицу, скрываться. Делал он это не из-за слабости, а потому что, повторюсь, не хотел проливать кровь — ни Авессалома, ни его сторонников.
Однако сын Давида всем сердцем желал власти. И властолюбие довело Авессалома до погибели. Бунтовщик впоследствии погиб, а Давид оплакивал кончину своего неразумного наследника. Но это было потом. На первоначальном же этапе конфликта пророк ещё мог находиться в Иерусалиме. Единственным утешением для него было посещение скинии — временного храма-шатра, в котором совершалось ветхозаветное богослужение. Здесь Давид искренне молился, просил Господа о помощи и наступлении мира.
Царь ищет ответа — почему беда пришла в его семью, в его государство? Он обращается к Богу с такими словами: «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей... Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё». Давиду, и правда, не в чем было стыдиться. Он старался жить по заповедям Божиим, вести самый благочестивый образ жизни. Или как пишет он: «я ходил в истине Твоей, не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду».
Давид ищет ответа и смиряется, понимая, что его (ответа) придётся какое-то время подождать. И он готов к подобному испытанию, потому что осознаёт — возможно, ответ Господа может принести боль. Что в итоге и получилось. Авессалом погиб, но не потому, что Бог его умертвил, а потому что сам царевич упорно стремился к погибели, упрямо шёл против заповедей Божиих, обезумев от властолюбия.
Какой урок мы можем извлечь? Мы призваны понять, что далеко не всё находится в нашей воле, что далеко не все люди разделяют наши идеалы. Но отвечаем мы, прежде всего, за себя. Поэтому будем, подобно Давиду, жить в благочестии, ни с кем не искать вражды. Будем в Боге, Его храме, богослужении, обращённом к Господу, находить утешение. А то, что не от нас зависит, поручим Богу, себя, при этом, держа в строгом исполнении правды Господней. Или как пишет в заключении псалма пророк Давид: «А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа».
Псалом 25. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 25. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 25. На струнах Псалтири

1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, [Господи,] и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
12 мая. О подвиге преподобного Нектария Оптинского

Сегодня 12 мая. День памяти преподобного Нектария Оптинского, отошедшего ко Господу в 1928 году.
О его подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
С юных лет он стремился к духовной жизни. В 29 лет, уже будучи взрослым человеком, оставил мир и пришел в Оптину пустынь, знаменитый центр русского старчества, где наставниками его стали великие подвижники — преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Анатолий Зерцалов. Жизнь в монастыре Нектарий начал с самых скромных послушаний. Трудился в пекарне, ухаживал за садом, носил воду. Его смирение и кротость поражали даже братьев. 20 лет он прожил в полузатворье, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Он имел благословение от старцев на юродство. А в 1912 году Оптинская братия избрала Нектария старцем, братским духовником, и он стал преемником Оптинских старцев. Он обладал даром прозорливости, предвидел судьбы людей и грядущие испытания России, всегда призывал к надежде. Сквозь тьму богоотступничество воссияет свет Христовой истины. К нему приезжали не только простые крестьяне, но и выдающиеся деятели культуры. Константин Леонтьев, художник Александр Болотов, актер Михаил Чехов. Ко Господу отошел преподобный Нектарий 12 мая 1928 года. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Его жизнь напоминает, что даже в самые мрачные времена свет Христовой любви не угасает. Как говорил сам старец, любите Бога и ближних. В этом вся наука. А там, где любовь, там и Бог. Его наследие — это урок стойкости, милосердия и веры, который способно преобразить даже эпоху безверия.
Все выпуски программы Актуальная тема