
Христианство говорит о том, что человек — это уникальное существо. Даже несмотря на свою греховность мы, люди, отличаемся от всего того, что наполняет этот мир. В чём же именно заключается наша уникальность? Ответ на этот вопрос предлагает 8-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 8.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.
2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твоё по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
4 Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил,
5 то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;
7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его:
8 овец и волов всех, и также полевых зверей,
9 птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями.
10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твоё по всей земле!
Тот псалом, который мы только что услышали, — это хвалебная песнь Богу. Царь Давид размышляет о красоте Творца, которая отражается во всём Его творении. «Как величественно имя Твоё по всей земле!» — слышим мы. Иными словами, каждый предмет этого мира словно носит на себе незримую печать с именем Бога. Тема, которую поднимает псалмопевец, получила развитие в христианском богословии. Отцы Церкви говорили о том, что Творца этого мира можно познать не только в результате сверхъестественного откровения. Как, например, Его познавали пророки. Его можно познать и естественным путём. Наблюдая за происходящим вокруг.
Мир, который нас окружает, в высшей степени упорядочен и продуман до мелочей. Каждая деталь на своём месте. Это слишком сложный механизм, чтобы говорить о том, что он возник сам собой, случайно. У него должен быть разумный Архитектор. Наблюдая за результатами Его работы, можно даже составить Его профиль, узнать нечто о Его характере и намерениях. Гераклит, Сократ, Платон, Пифагор и другие выдающиеся философы древнего мира преуспели в этом. Они изучали устройство Вселенной, те законы, по которым она живёт, и у этих философов естественным образом рождалась мысль о Великом Творческом разуме, который отражается во всём существующем. По словам псалмопевца, они видели в мире отражение славы Божией, сияние Его святого имени. Поэтому в христианской традиции этих философов нередко называют христианами до Христа.
Но благодаря чему человек распознаёт эту Божественную славу в творении? Это не праздный вопрос. Ведь наши возможности крайне ограничены. Например, мы не можем распознавать все звуки. Мы воспринимаем вибрации и колебания воздуха лишь в пределах допустимого диапазона. Слишком высокие или слишком низкие звуки мы не слышим. То же самое касается зрения. Мы не в силах видеть всё, что движется. Слишком медленные или слишком быстрые предметы недоступны для нашего восприятия. Почему же мы видим следы разумности в окружающем нас мире? И Давид отвечает на этот вопрос сегодня.
Человек в этом прекрасном мире занимает уникальное положение. Он увенчан честью и славой Божией, в отличие от других созданий. Он родственен Творцу. В нём живёт Его разум. На языке Писания это называется «образ Божий». То есть человек — представитель Бога на земле. Его отпечаток, оттиск. Это позволяет человеку быть не только владыкой всего творения, но и выступать в роли посредника между реальностью тварной и божественной. А потому в руках каждого из нас сосредоточена огромная власть: мы можем организовать свою жизнь так, что через нас Господь будет проникать в этот мир, или, напротив, своими действиями мы способны блокировать любые проявления Творца. Выражаясь словами прозвучавшего псалма, мы внимательно наблюдаем за проявлениями Бога в этом мире, то есть или сосредоточены на поиске воли Создателя, на исполнении Его заповедей, или живём, сосредоточившись на себе и своих интересах и продолжаем не замечать вокруг себя проявления Его славы. Поэтому в конечном счёте каждый из нас сам выбирает, кем ему быть, вселенской ошибкой и недоразумением природы или неповторимым и уникальным творением своего Небесного Отца.
Псалом 8. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 8. (Церковно-славянский перевод)
«Путь к священству». Священник Дионисий Сакович

У нас в студии был настоятель храма святой мученицы Татианы при Донском государственном техническом университете в Ростове-на-Дону, руководитель Отдела по делам молодёжи и миссионерскому служению Ростовской-на-Дону епархии священник Дионисий Сакович.
Наш гость расскажет о своем пути к вере и священническому служению, и об удивительных событиях, сопровождавших наполнявших этот путь.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Дом слепоглухих в Пучково». Священник Лев Аршакян
Гостем программы «Делатели» был основатель «Дома слепоглухих» в Пучково, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково священник Лев Аршакян.
Наш гость рассказал о своем приходе к вере и в Церковь, как впервые встретился со слепоглухим человеком и как это знакомство изменило всю его жизнь. А также мы говорили о том, как сейчас удается помогать людям, лишенным слуха и зрения, и как они находят свое место в мире.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Псалом 78. Богослужебные чтения

Среди псалмов иногда встречаются не только хвалебные, молитвенные, радостные — но и пропитанные горечью и острой болью. 78-й псалом, который сегодня мы слышим за богослужением в православных храмах — именно такой. Давайте послушаем.
Псалом 78.
Псалом Асафа.
1 Боже! язычники пришли в наследие Твоё, осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.
11 Да придёт пред лицо Твоё стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обречённых на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.
Псалом, который мы только что слышали, своего рода «словесный памятник» величайшей трагедии еврейского народа — а именно разрушению Иерусалима и Храма войсками вавилонского царя Навуходоносора в 586 г. до Р.Х. Храм, великолепию которого дивились все соседние народы, храм, который считался одним из чудес света — а для самих евреев был видимым знаком благоволения Самого Господа Бога, — лежал в руинах, вокруг — множество разлагающихся трупов, которых некому было предать земле, в воздухе витала гарь сожжённых святынь — и застывший крик уводимых в плен.
Именно этот недоуменный крик боли от всего произошедшего и был выражен в псалме, который по литературному жанру относится к так называемым «общинным плачам» или «песнопениям-стенаниям». Здесь переплетаются и жалоба на разорение, на попрание святынь, на позор перед окружающими языческими народами; и призыв к Богу о воздаянии врагам, и мольба о прощении грехов самого еврейского народа, и обещание быть верными заключённому с Богом завету. Псалом очень точно отражает своего рода «композицию бытия» — где всё находится очень близко друг с другом: и вера, и предательство, и боль, и радость, и неизбежность наказания за грех — и непонятная милость и прощение там, где, казалось бы, гнева свыше уже не избежать.
Но главное, к чему подводит автор псалма, — это риторический вопрос, как бы обращённый к Небесам, ввысь: «Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Этими словами происходит своего рода перенос проблемы от самих страдающих евреев в совершенно другую плоскость: мы-то ладно, земнородные человеки, по делам нам получаем возмездие, но Ты-то, Господи, Ты-то не заслужил глумления! Почему же Ты — бездействуешь? Ведь если Ты не проявишь Свою силу явным образом — то у язычников будет повод и дальше насмехаться над Тобой и нашей верой Тебе!
Когда боль народа не замыкается на себе самой, не становится источником не знающего конца и края саможаления — а превращается в вопль к Небесам — можно не сомневаться: ответ точно будет получен — и народ вернётся на свою землю, и храм — тоже будет восстановлен ещё в более потрясающем виде!..
Псалом 78. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 78. (Церковно-славянский перевод)