Псалом 136. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 136. Богослужебные чтения

Псалом 136
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Одно из самых значительных событий истории Богом избранного народа — это Вавилонский плен. Он был довольно длительным — 58 лет, и, конечно же, плен послужил причиной не только серьёзных изменений в жизни еврейского народа, плен стал ещё и периодом осмысления духовных причин, которые к нему привели. Но, как это зачастую и бывает, осмысления началось не сразу, сначала многим казалось, что плен — нелепое стечение обстоятельств, а виной всему — Вавилон. Гнев народа был направлен на поработителей, а одним из выражений гнева стал 136-й псалом. Этот псалом звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем его.

Псалом 136.

[Давида.]

1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;

6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

9 Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!

Конечно, прозвучавший только что псалом прекрасно знаком любому воцерковлённому православному христианину, ведь мы слышим эти слова в подготовительные недели Великого поста, а пленивший евреев Вавилон мы воспринимаем как образ пленившего нас греха, иго которого лишает способности радоваться жизни. Псалом призывает не забывать Иерусалим, в духовном же смысле это означает призыв призыв хранить память о райском блаженстве, ну а разбиваемые о камень младенцы — это те помыслы, за которыми следует впадение в грех, их необходимо уничтожать тогда, когда они ещё не окрепли.

Если же вернуться к истории возникновения 136-го псалма, то здесь интересна та динамика, которую мы можем проследить, если сравнить псалмы периода плена друг с другом. В качестве примера можно взять 73-й псалом. Исследователи Псалтыри полагают, что 136-й псалом был составлен прежде 73-го, а точнее — сразу после уничтожения Иерусалимского храма и пленения народа Иудеи, тогда как 73-й псалом сформировался через какой-то довольно ощутимый промежуток времени после трагедии Богом избранного народа. Это мнение видится вполне справедливым, ведь псалом 136-й представляет собой проклятие, обращённое к поработителям, тогда как 73-й псалом — это покаянное молитвенное размышление о собственном народе. Автор псалма никого не проклинает, не призывает Бога покарать захватчиков, он смиренно просит Бога вновь обратить внимание на Его народ, при этом автор не просит Бога восстановить былое величие избранного народа, он понимает, что прошлое ушло навсегда, более того, именно прошлое с его неправдами привело к настоящему бедственному положению, а потому возврат к нему не может что-либо существенно изменить. Настало время новой реальности, и автор просит Бога устроить будущую судьбу народа.

136-й псалом — это первая и острая реакция на трагедию. Как и всякая иная подобная реакция она не была ни справедливой, ни обдуманной, а потому и воспринимать этот псалом стоит в духовном ключе и никак иначе.


Псалом 136. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 136. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем