
Вера и неверие — что это такое? Где начинается одно и заканчивается другое? Каковы их главные проявления? Каковы признаки верующего и неверующего человека? Свой ответ на эти вопросы предлагает 13-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Однажды с Давидом, автором тех строк, которые мы только что услышали, случилась одна история. Для него это были очень тяжёлые времена. Его преследовали слуги царя Саула, который завидовал Давиду и хотел его убить. Со своими людьми псалмопевец был вынужден скрываться в пустыне в районе горы Кармил. Этими землями владел человек по имени Навал. У него были огромные стада. Давид жил рядом с пастбищами, где они паслись, и по своей доброй воле помогал пастухам Навала, обеспечивал им защиту.
Однажды у Давида и его людей начало заканчиваться продовольствие. И он послал гонцов к Навалу с просьбой поддержать его в трудную минуту, напоминая между прочим и о той поддержке, которую он оказывал его пастухам. Навал в грубой и резкой форме отказал посланцам. При этом он оскорбил и самого Давида. Назвал его рабом, который бегает от своего господина. Давида это возмутило до глубины души. Он взял 400 воинов и немедленно вышел отомстить за обиду. Если бы не мудрая жена Навала, которая смогла смягчить гнев будущего царя, землевладелец лишился бы жизни в этот день.
Примечательно то, что имя Навал с еврейского языка переводится как «безумец». Именно это слово использует псалмопевец в первой строке прозвучавшего псалма. «Сказал безумец в сердце своём: „нет Бога“». И история, произошедшая с Навалом, прекрасно иллюстрирует, как это понимать. Безумие Навала не в том, что он слабоумен. Он был зажиточным человеком, олигархом. Среди таких людей нет слабых умом. Его безумие в том, что он в сердце своём говорил, что Бога нет. Заметим, не умом говорил, не словами. В этом смысле Навал был религиозным человеком. Он принадлежал к ветхозаветной Церкви. То есть был верующим, как и все евреи в те далёкие времена. Но его образ жизни, его отношения к людям, его поступки словно кричали: «нет никакого Бога. А если и есть, то Он и Его законы не имеют для меня никакого значения. Я сам бог и могу вести себя с людьми так, как посчитаю нужным». Поэтому его слуги говорят: «он человек злой, нельзя говорить с ним». Одним словом, Навал называл себя верующим, но жил так, будто Бога нет. Он был бесчеловечен и бессердечен в личных отношениях.
Для нас это важный урок. Мы привыкли называть неверующими тех, кто не разделяет наши религиозные убеждения. А чаще тех, кто отрицает существование Бога. И, безусловно, так оно и есть. Эти люди сами называют себя атеистами, в лучшем случае агностиками. Но это неверие не всегда так ужасно, как звучит. Ведь бывает, что на деле такой атеист или иноверец оказывается человеком с широкой душой. И своими поступками свидетельствует о том, что Бог говорит с ним через его сердце. Хоть ум по каким-то скрытым от нас причинам ещё сопротивляется принять истины религии.
Куда серьёзней ситуация, когда, называя себя религиозным человеком, соглашаясь с догматами веры, исполняя ритуальные предписания, я сердцем своим отрицаю существование Творца. Живу так, будто Его нет. Или же Он очень далеко. Я не осознаю Его присутствия в моей жизни прямо сейчас. В первую очередь это безумие сказывается на моём отношении к людям. Я живу так, будто весь мир должен вращаться вокруг меня. Бывает легче атеисту найти Бога, чем такому безумцу вновь проснуться к духовной жизни.
Не будем забывать об этой опасности. Постараемся всматриваться в своё сердце. Ежедневно проверять его состояние, сверяя с теми заповедями, которые Господь дал нам в Своём Евангелии. Чтобы даже если наш ум не так изощрён в знании догматов религии, в сердце своём мы твёрдо знали, что Бог есть, знали, Кто Он такой для нас и как Он действует в нашей жизни.
Псалом 13. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 13. (Церковно-славянский перевод)
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема