В 1930 году русский эмигрант, бывший белый офицер, Всеволод Шпиллер окончил богословский университет в столице Болгарии Софии и решил стать монахом, поступив послушником в местный Иоанно-Рыльский монастырь. На него возложили послушание экскурсовода. И среди первых гостей монастыря, которых встречал Всеволод, оказалась Людмила Исакова — до революции фрейлина императрицы Александры Фёдоровны. Людмила была красива, обладала чудным голосом и безупречными манерами. Всеволод сразу обратил внимание на девушку, и Людмила, как она сама вспоминала, поражённая эрудицией молодого человека, подумала: «За него я бы вышла замуж». Её желание осуществилось спустя несколько лет. Людмила и Всеволод прожили вместе почти полвека в любви и согласии.
Первая их встреча в монастыре была короткой. И всё же молодые люди смогли понять, что встретились неслучайно. Всеволод обмолвился, что несколько месяцев назад, еще до поступления в монастырь, в одной из гостиниц оставил иконку, которой его благословил отец. «Эту?», — спросила Людмила, вынув образок, найденный в столе в этой самой гостинице, где она останавливалась по пути в монастырь.
Это чудесное совпадение запало в душу Всеволода. Между молодыми людьми завязалась переписка — в письмах они рассказывали друг другу о проблемах, которые сопровождают жизнь эмигранта, о болгарском православии, о том, что происходит в Советском Союзе. Всеволод чувствовал, что всё сильнее любит девушку и по её ответам понимал — и он ей дорог. Но как же быть, ведь Всеволод собирался стать монахом? Разрешил его сомнения духовник — архиепископ Серафим (Соболев). Он благословил его жениться на Людмиле и стать приходским священником. В 1934 году Всеволод обвенчался с любимой девушкой и спустя недолгое время был рукоположен.
Вскоре на свет появился сын Шпиллеров — Иван. Роды проходили тяжело, врачи говорили, что Людмила скорее всего умрёт. Тогда Всеволод обратился за молитвенной поддержкой к владыке Серафиму и прихожанам. В то время в город Софию привезли чудотворную икону Курской Божьей Матери «Знамение». Отец Всеволод, епископ и церковный народ молились перед этим образом о спасении матери и ребёнка, и они остались живы. Иван Шпиллер стал впоследствии знаменитым дирижёром и издателем сочинений отца.
В 1950 году отец Всеволод вместе с женой и сыном переехал в Советский Союз и стал настоятелем московского храма Святителя Николая в Кузнецах. В колокольне храма усилиями Людмилы Сергеевны была устроена уютная маленькая квартира, а в помещении на церковном дворе — комната для музыкальных занятий Ивана. Отец Всеволод преподавал в Московской духовной академии, был помощником патриарха Пимена. И больше всего любил возвращаться домой к своей семье и своему приходу. В одном из писем, отправленных из Нью-Йорка, он писал Людмиле: «Все настоящие ценности, всё, чем можно по-настоящему жить, чему можно радоваться настоящей радостью — всё дома в прямом смысле. Думаю о Тебе и Ване. Молюсь. Жду — не дождусь возвращения».
В 1982 году протоиерей Всеволод похоронил Людмилу Сергеевну. После её кончины в одной из бесед с духовными детьми он признался, что без матушки он словно утратил целостность. Утрату восполняло только упование на Бога и уверенность в том, что супруги скоро будут вместе.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер