С детства Дембрел стремился к уединению и духовному познанию, родители отдали его на обучение в дацан к ламе. Освоив буддистскую премудрость, уже в двадцать один год Дембрел получил высшую монашескую степень гэлуна и стал отшельником. Наверняка ему предстояло быть авторитетным буддистским наставником, если бы не чудесный призыв Божий.
Летом 1847-го года во сне Дембрел увидел Крест, озарённый чудесным светом, а под Крестом простирался мрак. Семнадцатого июля буддийский монах встретил в забайкальских степях Даурии архиепископа Иркутского Нила (Исаковича), совершавшего миссионерскую поездку. Разговор с ним оставил неизгладимое впечатление. Уже во время Великого поста 1848-го года Дембрел принял крещение, получив имя Николай и взяв отчество «Нилович» из любви к своему духовному наставнику.
Началась новая жизнь. Николай Дорджеев (такова была его фамилия) помогал архиепископу Нилу переводить богослужебные книги на родной бурятский язык, который преподавал в семинарии.
Дорджеев наведывался в родное село Гужирское и обратил в Православие своего престарелого отца и десять других членов семьи.
В 1852-м году Дорджеев на свои средства построил на родине деревянный храм во имя святителя Николая. Восемнадцатого августа храм был торжественно освящён архиепископом Нилом, на освящение пришли сотни бурят-язычников. Красота и величие православного богослужения так их поразили, что многие из них стали христианами.
В 1853-м году Николай Дорджеев стал священником и настоятелем построенного им же храма. Но уже в следующем году из послушания он отправился в Ярославль, куда перевели владыку Нила. Там был продолжен перевод церковных текстов. Большим испытанием для Дорджеева в 1859-м году стало известие о том, что построенный им храм сгорел.
Протоиерей Николай дал обет Богу, что возведёт новую церковь. Он отправился на родину и на протяжении нескольких лет, преодолевая множество трудностей, строил каменный храм во имя Святой Троицы. Наконец, в 1866-м году дом Божий был освящён. Проявив смекалку, проповедник сделал церковь шестипрестольной. Таким образом, шесть раз в году праздновались престольные праздники, а даты их намеренно были приближены к буддистским и народным праздникам бурят. Да и сам храм отец Николай нарочито возвёл недалеко от места поклонения бурят своему предполагаемому предку Буха-ноёну.
Занимаясь строительством, не оставлял отец Николай и переводов. Он писал: «Буряты с нетерпением ожидают полного Богослужения на своём родном языке». Что впоследствии и произошло.
Вскоре отец Николай вернулся в Ярославль, а в 1873-м году стал преподавателем на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета. Его научные труды и переводы высоко ценились ведущими востоковедами.
В 1885-м году семидесятилетний протоиерей Николай Дорджеев вышел в отставку, а спустя шесть лет скончался. Владыка Нил характеризовал своего духовного сына Дорджеева как «человека, имя которого не должно умереть».
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов