
Протоиерей Олег Стеняев, преподаватель Сретенской духовной семинарии, один из самых известных современных проповедников, решил стать священником и посвятить себя миссионерству, когда ему было всего 12 лет. Историю своего пути к непростому и, как говорит сам отец Олег, благословенному служению, он рассказывает на страницах книги «Нескучная жизнь православного миссионера», которая вышла в издательстве Сретенского монастыря
Скучать отцу Олегу действительно не приходится: где только не довелось ему побывать с проповедью Евангелия! С гуманитарной миссией Московской Патриархии неоднократно ездил в горячие точки — Чечню и Приднестровье, прославлял Христа в Индии. Об этих и других миссионерских поездках протоиерей Олег Стеняев рассказывает красочно и увлекательно. И доверяет читателям свои самые добрые, тёплые и дорогие сердцу воспоминания.
В первой части книги «Нескучная жизнь православного миссионера» отец Олег приглашает нас в дом на берегу Клязьмы в городе Орехово-Зуево, где прошли его детские годы. Вспоминает бабушку, которая учила его первым молитвам, водила в храм. А на дворе между тем были шестидесятые: для кого-то — «оттепель», а для верующих — тяжёлое время хрущёвских гонений на Церковь. Но и о трудностях отец Олег рассказывает с улыбкой. К примеру, вспоминает, как однажды к нему домой зашла школьная учительница и застыла на пороге: на стене висят иконы, чуть ниже — фотография царской семьи, а под ними сидит мальчик и читает Библию...
Живыми и в хорошем смысле поучительными получились рассказы отца Олега о его миссионерской работе. Батюшке приходилось нести слово Христово не только атеистам, но и иноверцам. Он возвращал в Православие тех, кто по каким-то причинам оказался в сетях самых разных сект. Адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, кришнаиты и оккультисты — священнику Олегу Стеняеву удавалось многих из них вывести к свету православной веры. И неудивительно — ведь главным оружием миссионера всегда была доброта. Батюшка вспоминает забавный случай: как-то раз ему довелось вести богословскую дискуссию с протестантским пастором. Дело было в храме, где служил отец Олег. Когда пыл диспута остыл, выяснилось, что пастор опоздал на последнюю электричку — жил он за городом. Священник предложил ему переночевать в гостевом домике при храме. И, конечно, накормил человека — принёс ему жареную курицу. А через некоторое время пастор принял православие. Прошёл год, и однажды отец Олег спросил бывшего пастора, какой момент стал для него определяющим, когда он принимал решение перейти в православие? И получил, казалось бы, неожиданный ответ: «Знаешь, это был тот момент, когда ты мне курицу принёс». На самом деле, такой ответ — не удивительный. Пастор тогда был побеждён «главным оружием миссионера» — любовью и добротой.
«Если хочешь что-то изменить в другом человеке, прежде всего, отнесись к нему с добром», — говорит протоиерей Олег Стеняев в своей книге «Нескучная жизнь православного миссионера». Она буквально пронизана духом любви. В компании батюшки и героев его рассказов мы не раз улыбнёмся: большую часть повествования автор приправляет юмором. Книга отца Олега — это разговор с другом, который открывает тебе своё сердце.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер