
Фото: Fauzan/Unsplash
Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь своеобразно увековечил в своём творчестве маленький, ничем не примечательный уездный Миргород, что на Полтавщине: даже сегодня, спустя без малого двести лет, все знают, что главная достопримечательность гоголевского городка — большая Миргородская лужа. Правда, современные миргородцы на классика нисколько не обижены — свою знаменитую лужу они давно превратили в настоящий культурный объект и благодарны Гоголю за то, что он прославил их городок. Наверняка когда-нибудь такую же благодарность выразят писателю и священнику Алексию Лисняку жители города Выдрина — крошечной курской глубинки, которую и на карте-то не найти. Но именно об этом городе и его удивительных обитателях отец Алексей с поистине гоголевским юмором поведал миру на страницах сборника своей прозы «Через речку быструю».
Повесть «Город Выдрин и все, кто с ним связан» открывает книгу и, можно сказать, задаёт ей тон. Она — о парадоксах жизни, о превратностях судьбы, а ещё — о победе добра над злом и Божьей помощи, которая обязательно приходит к тем, кто верит в ней и ждёт. Обо всём этом автор сумел поведать нам современным литературным языком — понятным, простым, и в то же время по-настоящему художественным — в лучших традициях русской классики. В этой повести происходят неожиданные превращения — например, оперного театра в супермаркет, а директора этого самого, уже бывшего театра, дирижёра Аркадия Берковича — в регента единственного в Выдрине храма. Двое городских бродяг — колоритнейшие персонажи! — вдруг оказываются учёными, кандидатами наук. Такие разные, дороги героев повести удивительным образом пересекаются и неожиданно сходятся в одной и той же точке — том самом выдринском Храме. Увлекательно доброе, светлое и по-настоящему, по-хорошему смешное повествование дарит тепло сердцу, а перевернув последнюю страницу, хочется сразу же ещё раз перечитать всю повесть.
Похожие чувства возникают и при чтении рассказов отца Алексия Лисняка, которые вместе с повестью вошли в сборник «Через речку быструю». Как настоящий мастер, в небольшом объёме текста, порой с помощью одного-единственного эпизода, автор раскрывает целый мир глубокой и таинственной человеческой души. Души, готовой, к примеру, по-Евангельски положить жизнь свою за други своя — как пастух Николай из рассказа «Коля из деревни Зуево»... Эти персонажи живые и родные, близкие и понятные. И к счастью, их много на страницах книги протоиерея Алексия Лисняка «Через речку быструю...»
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема