В переводе с финно-угорского название «Воросьма» переводится как «лесная земля». Упоминание о реке и местности с таким именем встречаются уже в документах XIV – XV веков. Считается, что село, ставшее впоследствии городом, своим развитием обязано монастырю, но славу ему принес старинный промысел – обработка металла. Здесь с незапамятных времен местные умельцы делали ножи, слесарные и медицинские инструменты, ножницы, столовые приборы, и даже оружие. По указу графа Петра Шереметева в 1766 году учредили слесарную фабрику. В советские годы наследник шереметевской фабрики – медико-инструментальный завод им. Ленина стал градообразующим. Сейчас кроме его продукции большим спросом пользуются ножи, которые делают местные умельцы на небольших предприятиях.
О каком городе речь? Ах, да! Конечно – о Ворсме…
Маленький и уютный городок Ворсма в 62 километрах к юго-западу от Нижнего Новгорода с каждым годом привлекает все больше паломников. Приезжая сюда, они стремятся на берег живописного озера, посреди которого на острове высятся белоснежные храмы – древний Свято-Троицкий Островоезерский женский монастырь. С 2008 года всего несколько монахинь возрождают его из руин.
Монастырь возник во второй половине XVI века в Горбатовском уезде Нижегородской епархии, при селе Ворсме. Необычное название – Островоезерский - он получил из-за своего расположения. От слов «остров» и «озеро».
По преданию, вначале на одном из островов поселился пустынник Макарий, веригоносец, который и попросил князя Бориса Черкасского, владевшего здешними землями, об основании монастыря. Черкасский дал согласие. Чуть позже князь вручил монаху привезенный из Москвы список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери и указал место на острове для возведения деревянного храма.
Уже в 1580 году на острове были деревянные братские кельи и храм. В XVII веке возводится еще один храм – во имя преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого русского царя из рода Романовых Михаила Федоровича. Такое посвящение было не случайным – князь Иван Черкасский приходился царю двоюродным братом, да и в период Русской Смуты Черкасские очень много сделали для Романовых.
Благодаря близости Черкасских к новой династии в монастыре оказалась величайшая святыня. В 1624 году персидский шах Аббас передал русскому царю Ризу Господню. Ее доставили в Москву и поместили в Успенский собор Кремля. По указу царя Михаила и по благословению его отца - патриарха Филарета часть Ризы Господней передали князю, а князь даровал святыню обители.
Каменное строительство в обители началось в конце XVII века. Строили мастеровые села Кадницы во главе со знаменитым русским зодчим Павлом Сидоровичем Потехиным. Уже через несколько лет освятили каменную Казанскую церковь, затем надвратный храм во имя прп. Михаила Малеина, а позднее главный собор обители – Троицкий.
После революции, в 20-х годах обитель закрыли, а монастырские постройки стали использовать под жилье и мастерские. А затем и вовсе началось разрушение прекрасного архитектурного ансамбля. Когда остатки монастыря передали Церкви, более-менее целой стояла только единственная сохранившаяся башня.
Возрождение монастыря началось только в 2007. На острове закипела работа. Первым монахиням помогают местные жители, администрация Павловского района и самой Ворсмы. В 2010 восстановлена колокольни, года заложен Троицкий собор. 18 сентября 2011 в возрожденном Троицком соборе состоялась первая Божественная литургия.
В эти дни в монастыре приступили к работам по восстановлению храма Казанской иконы Божией Матери.
Жизнь в Ворсме и Островоезерском монастыре идет. Несмотря ни на что…
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.