В переводе с финно-угорского название «Воросьма» переводится как «лесная земля». Упоминание о реке и местности с таким именем встречаются уже в документах XIV – XV веков. Считается, что село, ставшее впоследствии городом, своим развитием обязано монастырю, но славу ему принес старинный промысел – обработка металла. Здесь с незапамятных времен местные умельцы делали ножи, слесарные и медицинские инструменты, ножницы, столовые приборы, и даже оружие. По указу графа Петра Шереметева в 1766 году учредили слесарную фабрику. В советские годы наследник шереметевской фабрики – медико-инструментальный завод им. Ленина стал градообразующим. Сейчас кроме его продукции большим спросом пользуются ножи, которые делают местные умельцы на небольших предприятиях.
О каком городе речь? Ах, да! Конечно – о Ворсме…
Маленький и уютный городок Ворсма в 62 километрах к юго-западу от Нижнего Новгорода с каждым годом привлекает все больше паломников. Приезжая сюда, они стремятся на берег живописного озера, посреди которого на острове высятся белоснежные храмы – древний Свято-Троицкий Островоезерский женский монастырь. С 2008 года всего несколько монахинь возрождают его из руин.
Монастырь возник во второй половине XVI века в Горбатовском уезде Нижегородской епархии, при селе Ворсме. Необычное название – Островоезерский - он получил из-за своего расположения. От слов «остров» и «озеро».
По преданию, вначале на одном из островов поселился пустынник Макарий, веригоносец, который и попросил князя Бориса Черкасского, владевшего здешними землями, об основании монастыря. Черкасский дал согласие. Чуть позже князь вручил монаху привезенный из Москвы список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери и указал место на острове для возведения деревянного храма.
Уже в 1580 году на острове были деревянные братские кельи и храм. В XVII веке возводится еще один храм – во имя преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого русского царя из рода Романовых Михаила Федоровича. Такое посвящение было не случайным – князь Иван Черкасский приходился царю двоюродным братом, да и в период Русской Смуты Черкасские очень много сделали для Романовых.
Благодаря близости Черкасских к новой династии в монастыре оказалась величайшая святыня. В 1624 году персидский шах Аббас передал русскому царю Ризу Господню. Ее доставили в Москву и поместили в Успенский собор Кремля. По указу царя Михаила и по благословению его отца - патриарха Филарета часть Ризы Господней передали князю, а князь даровал святыню обители.
Каменное строительство в обители началось в конце XVII века. Строили мастеровые села Кадницы во главе со знаменитым русским зодчим Павлом Сидоровичем Потехиным. Уже через несколько лет освятили каменную Казанскую церковь, затем надвратный храм во имя прп. Михаила Малеина, а позднее главный собор обители – Троицкий.
После революции, в 20-х годах обитель закрыли, а монастырские постройки стали использовать под жилье и мастерские. А затем и вовсе началось разрушение прекрасного архитектурного ансамбля. Когда остатки монастыря передали Церкви, более-менее целой стояла только единственная сохранившаяся башня.
Возрождение монастыря началось только в 2007. На острове закипела работа. Первым монахиням помогают местные жители, администрация Павловского района и самой Ворсмы. В 2010 восстановлена колокольни, года заложен Троицкий собор. 18 сентября 2011 в возрожденном Троицком соборе состоялась первая Божественная литургия.
В эти дни в монастыре приступили к работам по восстановлению храма Казанской иконы Божией Матери.
Жизнь в Ворсме и Островоезерском монастыре идет. Несмотря ни на что…
Собор Рождества Христова. Хабаровск
Во второй половине девятнадцатого века южная часть Дальнего Востока по договору с Китаем стала принадлежать России. Началось активное освоение присоединённых земель и появились новые селения. Одним из них стала Хабаровка в месте слияния рек Амур и Уссури. Первыми её жителями были военные. Вслед за ними на Дальний Восток по призыву правительства потянулись гражданские переселенцы. По суше и морю сюда добирались энтузиасты из Курска, Казани, Нижнего Новгорода, Киева, Одессы и других городов Российской империи.
Хабаровка росла. В 1880 году она получила статус города, а спустя еще несколько лет новое имя — Хабаровск. Развитию города поспособствовало строительство Уссурийской железной дороги, соединившей Хабаровск с Владивостоком. Это был первый участок Транссибирской железнодорожной магистрали, или, иначе, Великого сибирского пути.
Одной из целей грандиозного проекта стало духовное просвещение жителей Дальнего Востока. Для этого царь Николай Второй в 1894 году учредил специальный фонд и назвал его именем отца — императора Александра Третьего. На средства фонда в конце девятнадцатого, начале двадцатого века на протяжении Транссибирской магистрали строились особые церкви-школы. В них совершались богослужения и могли получить начальное образование дети и взрослые.
Одним из таких храмов стала церковь Рождества Христова в Хабаровске. Она была построена при железнодорожной станции и освящена в мае 1901 года. В народе церквушку прозвали «вокзальной». В ней молились жители близлежащих улиц, солдаты и офицеры расположенных неподалёку воинских частей, а также служащие железной дороги.
Размеренную жизнь прихода нарушили политические нестроения. В 1917 году к власти в России пришли безбожники. В 1937-ом Христорождественскую церковь закрыли, как и все остальные в Хабаровске. Однако в 1945-ом горожанам удалось получить разрешение на возобновление богослужений в храме Рождества Христова. Маленькая вокзальная церковь оказалась единственной действующей в городе и стала считаться собором — главным храмом Хабаровской и Владивостокской епархии.
Прихожане открыли здесь свечное производство, организовали изготовление нательных крестиков, продажу лампадного масла и благовоний. Доходы позволили расширить трапезную часть храма и пристроить к ней придел во имя святителя Иннокентия Иркутского. Центральную алтарную перегородку украсил резной деревянный иконостас. На протяжении десятилетий собор Рождества Христова оставался для жителей Хабаровска ковчегом веры. Он и сегодня горячо любим горожанами.
Все выпуски программы ПроСтранствия
18 ноября. О любви

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам».
О любви — протоиерей Константин Харитонов.
Любовь требует труда, любовь должна так или иначе возрастать, совершенствоваться. Для этого нужен труд, молитвы, для этого нужно определённое укрепление себя в любви. Поэтому мы должны укрепляться, преисполняться этой любви, призывать на помощь святых апостолов, призывать на помощь святых угодников Божиих, призывать на помощь своих братьев и сестёр и стараться делать дела любви, чтобы любовь в нас всё более и более укреплялась.
Даже, можно так сказать, не обращая внимания на своё внутреннее настроение, потому что часто оно нас подводит в отношении того, чтобы правильно любить своих близких. И когда человек наполнится этой любовью, он должен её и далее передавать своим детям, своим близким, потому что любовь, она не может быть зациклена сама на себе, она всегда жертвует собой ближнему человеку.
А всё остальное, мы уже знаем, как называется, — это эгоизм, который погубляет человека. Поэтому совершенствоваться нужно в любви и раздавать её, эту любовь, друг другу.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О грехе детоубийства
Сегодня 18 ноября. В этот день в 1920 году Постановлением с лицемерным названием «Об охране здоровья женщины» в Советском Союзе были легализованы аборты.
О грехе детоубийства — протоиерей Андрей Ефанов.
Печальный пример Спарты, казалось бы, должен был научить нас беречь своё потомство. Но нет, 105 лет назад мы приняли роковое решение и на государственном уровне легализовали детоубийства, стыдливо закамуфлировав эти преступления против жизни детей и против своего народа иностранным словом «аборт».
С тех пор при поддержке государства, при самых скромных подсчётах, было убито во чреве матери больше 200 миллионов младенцев. Это больше, чем всё население нашей страны.
Возникает закономерный вопрос: доколе? До каких пор мы будем истреблять свой собственный народ? Когда прекратится это бесчеловечное уничтожение неповинных детей?
Неужели мы хотим переполнить чашу Божиего долготерпения и испить чашу Божиего гнева?
Все выпуски программы Актуальная тема








