В Иерусалиме вдруг обнаруживаешь, что многое из того, о чем ты читал в Евангелии, как в зеркале отражено в здешних улицах, горах, долинах. Взять, к примеру, Овчую купель, возле которой Христос исцелил парализованного – ее еще называют Вифезда. В том, что она существовала, можно убедиться и сегодня.
Водохранилище в низине неподалеку от Овечьих ворот было устроено издавна. Еще в восьмом веке до нашей эры в этом месте стояла плотина, которая собирала в озеро драгоценную влагу подземного источника. Это был довольно обширный водоем, воду из которого использовали священники для нужд Иерусалимского храма, в частности, для омовения жертвенных животных. Через шесть столетий здесь был вырыт второй резервуар, древняя дамба стала разделительной стеной между старым и новым бассейнами.
Незадолго до Рождества Христова эти водоемы прославились чудесами – раз в год по воде пробегало необъяснимое волнение, и неизлечимо больные, погружаясь в нее в этот момент, тут же исцелялись. Считалось, что это ангел касается воды, и придает ей чудесные свойства. Над бассейнами возвели купальню с пятью крытыми галереями, в которых собирались люди, жаждущие выздоровления. Здесь лежал в надежде на исцеление и евангельский расслабленный, которому помогла не вода, а сам Христос. Именно в эти годы купель получила свое название – Вифезда, что означает, в зависимости от тонкостей произношения на древнееврейском, «Дом источника» или «Дом милосердия». Согласитесь, интересная игра слов.
Во втором веке над Овчей купелью по приказу римского императора был построен языческий храм, посвященный врачевателю Асклепию. Но проходит еще двести лет, и над Вифездой вырастает православная базилика. К купели потянулись паломники, хотя к этому времени воды в ней уже почти не было – новая городская стена перекрыла доступ влаги в водохранилище.
Как и многие иерусалимские храмы, церковь над Овчей купелью была разрушена персами. С течением веков слой земли над руинами становился все толще, казалось бы, и купель, и базилика должны быть потеряны навсегда. Но археологические раскопки в двадцатом веке неожиданно открыли для нас древнейшую плотину и каменные резервуары по ее сторонам, остатки галерей над купелью, по которым можно пройти и сегодня, арку и мозаичные полы византийской базилики.
Сегодня все эти археологические находки принадлежат католическому монастырю, вход на территорию Овчей купели стоит десять шекелей, это около девяноста рублей. Найти Вифезду просто – нужно лишь попасть в город через Овечьи ворота (сегодня их чаще называют Львиными), и пройти метров пятьдесят, держась правой стороны. Смотрите внимательней, надпись над входом должна быть на французском языке – ведь монастырь-то французский.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема