В Иерусалиме вдруг обнаруживаешь, что многое из того, о чем ты читал в Евангелии, как в зеркале отражено в здешних улицах, горах, долинах. Взять, к примеру, Овчую купель, возле которой Христос исцелил парализованного – ее еще называют Вифезда. В том, что она существовала, можно убедиться и сегодня.
Водохранилище в низине неподалеку от Овечьих ворот было устроено издавна. Еще в восьмом веке до нашей эры в этом месте стояла плотина, которая собирала в озеро драгоценную влагу подземного источника. Это был довольно обширный водоем, воду из которого использовали священники для нужд Иерусалимского храма, в частности, для омовения жертвенных животных. Через шесть столетий здесь был вырыт второй резервуар, древняя дамба стала разделительной стеной между старым и новым бассейнами.
Незадолго до Рождества Христова эти водоемы прославились чудесами – раз в год по воде пробегало необъяснимое волнение, и неизлечимо больные, погружаясь в нее в этот момент, тут же исцелялись. Считалось, что это ангел касается воды, и придает ей чудесные свойства. Над бассейнами возвели купальню с пятью крытыми галереями, в которых собирались люди, жаждущие выздоровления. Здесь лежал в надежде на исцеление и евангельский расслабленный, которому помогла не вода, а сам Христос. Именно в эти годы купель получила свое название – Вифезда, что означает, в зависимости от тонкостей произношения на древнееврейском, «Дом источника» или «Дом милосердия». Согласитесь, интересная игра слов.
Во втором веке над Овчей купелью по приказу римского императора был построен языческий храм, посвященный врачевателю Асклепию. Но проходит еще двести лет, и над Вифездой вырастает православная базилика. К купели потянулись паломники, хотя к этому времени воды в ней уже почти не было – новая городская стена перекрыла доступ влаги в водохранилище.
Как и многие иерусалимские храмы, церковь над Овчей купелью была разрушена персами. С течением веков слой земли над руинами становился все толще, казалось бы, и купель, и базилика должны быть потеряны навсегда. Но археологические раскопки в двадцатом веке неожиданно открыли для нас древнейшую плотину и каменные резервуары по ее сторонам, остатки галерей над купелью, по которым можно пройти и сегодня, арку и мозаичные полы византийской базилики.
Сегодня все эти археологические находки принадлежат католическому монастырю, вход на территорию Овчей купели стоит десять шекелей, это около девяноста рублей. Найти Вифезду просто – нужно лишь попасть в город через Овечьи ворота (сегодня их чаще называют Львиными), и пройти метров пятьдесят, держась правой стороны. Смотрите внимательней, надпись над входом должна быть на французском языке – ведь монастырь-то французский.
19 мая. О свидетельстве Христа о Боге Отце

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня».
О свидетельстве Христа о Боге Отце — священник Николай Конюхов.
Люди не узнали в Христе Мессию, потому что у них были определённые представления и о Боге Отце, и о грядущем Мессии Израиля. И поэтому в их сердца не входили те слова, которые говорил Христос.
И когда Господь сам свидетельствовал, что Он пришёл от Отца, то, к сожалению, это свидетельство не входило в сердца иудеев, поскольку у них и об Отце было достаточно ложное представление. Они не могли представить, что вот Бог сам придёт в этот мир пострадать за людей, что предстоит Ему претерпеть множество испытаний, искушений и в итоге быть убитым и воскреснуть в третий день. И поэтому они не принимали свидетельства Господни.
Для нас очень важно знать, кто наш Отец, и периодически проверять: а наши представления правильные, они соответствуют действительности, или мы пытаемся Бога поместить в свои собственные представления? А для этого необходимы две вещи.
Первое — это знание традиции, знание того предания, толкования, которое существует. То есть мы знаем Священное Писание и как это Писание понималось в Церкви.
А второе — это личный религиозный опыт, когда мы общаемся с Богом, и Он становится для нас не чем-то абстрактным, не чем-то высоким, находящимся за тридевять земель где-то на седьмом небе, а близким Отцом по-настоящему, как мы молимся «Отче наш». Это не просто некое обращение. А если посмотреть еврейский оригинал, там слово «авва-отче», то есть «отец-папа» — такое тёплое обращение к Отцу.
Хочется в сегодняшний день пожелать, чтобы для всех для нас Бог стал именно таким близким небесным Отцом, к которому мы с любовью относимся.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем

Сегодня 19 мая. В день празднования памяти ветхозаветного праведного Иова Многострадального в 1868 году родился император Николай Второй.
О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем — протоиерей Михаил Самохин.
Даже святых людей не всегда называют при рождении по святцам. Так и император Николай II, родившийся по старому стилю 6 мая 1868 года в Царском Селе, получил традиционное для Романовых имя Николай, в память о старшем брате своего отца, собственном дяде, российском цесаревиче Николае Александровиче, который умер молодым в 1865 году.
В Европе этот день на календаре был обозначен как 18 мая. Сейчас разница между календарями увеличилась, и 6 мая по юлианскому календарю — по григорианскому календарю уже 19 мая. Однако для Церкви ничего не поменялось, и днём рождения последнего российского императора, страстотерпца Николая Александровича, остаётся день памяти Иова Многострадального.
Несмотря на то, что император не носил имя Иова, духовная связь его с этим персонажем Ветхого Завета очевидна, и прежде всего в безропотном принятии от Бога всего, что Господь посылает, в твёрдой вере и уповании на Спасителя, даже до смерти. За это Николай Александрович и вся его семья получили венцы святых царственных страстотерпцев.
Нам тяжело подражать такому подвигу. Но всё же путь святости, заповеданный каждому из нас, состоит именно в благодарном следовании по пути спасения, уготованному Господом.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. Об уроках жизни святого Иова

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, который жил за две-полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Об уроках жизни святого Иова — протоиерей Василий Гелеван.
Святой праведник Иов учит нас доверию. Без доверия нет веры. Если хочешь верить в Бога, научись доверять Ему.
Мы верим в Отца Вседержителя, а это значит, верим в то, что Он всё держит в руках. Он заботится, Он исцеляет души, как великий хирург. Иногда эти методы нам кажутся болезненными, но мы верим, что так и нужно для нашего спасения.
Праведный Иов точно не заслуживал таких страданий. Он святой жизни человек. Вот другие заслуживали. Были в его время грешники, каких следовало бы наказать. Но Бог терпит их до поры до времени. А Иову посылает скорби не в наказание, а для того, чтобы закалить его в верности.
Близкие предлагают Иову похулить Бога, отнявшего у него всё: богатство, здоровье, жизнь родных людей, всё, что составляло радость жизни. Бог дал, Бог взял.
Достоевский напишет позднее в том же ключе: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной».
Все выпуски программы Актуальная тема