Верхотурье. Многие, пожалуй, и не слыхивали о городе с этим названием. А между тем в свое время Верхотурье назвали воротами в Сибирь. Это одновременно и самый старый, и самый малочисленный город в Свердловской области.
Называли город еще и «денежной мошной», и «местом святого паломничества», и «тюремным городом». Впрочем, обо всем по порядку.
Основан город был в 1598 году на бабиновском тракте, чтобы контролировать торговые пути и защищать речные и сухопутные караваны от нападения на них многочисленных местных племен. И с тех пор два с половиною века бабиновский тракт длинною в 273 версты был единственным путем, ведущим за Урал. По тракту везли в ссылку протопопа Аввакума, да не его одного. Через Верхотурье проходили исследовательские экспедиции Беринга и Хабарова…
Воеводами же сюда ставили только представителей знатных родов, близких родственников царя – Пожарских, Милославских, Пушкиных. Воевода владел печатью с гравированной надписью: «Печать государева. Сибирские земли. Город Верхотурье». Да и сам тракт получил второе название – «Государева дорога».
Постепенно город стал «денежной мошной государства», ибо здесь находилась таможня, и собирались налоги. Пушнина, золото, алмазы –– все богатства Сибири текли в Россию (и далее в Европу) через Верхотурье. Город богател на глазах.
Но все проходит. В середине XVIII века гораздо южнее наладили более удобный путь в Сибирь, и тракт, а вместе с ним и город утратили свое значение. Однако к тому времени Верхотурье уже стало «духовной столицей» Урала. За три столетия в городе построены Кремль (кстати, очень красивый, хотя и самый маленький в России), мужской Николаевский, построенный про приказу царя Бориса Годунова, и женский Покровский монастырь, первый женский монастырь за Уралом.
Крестовоздвиженский собор, что в Николаевском монастыре, мог вместить 10 тысяч верующих. И это при том, что до революции все население Верхотурья не превышало 3-х с половиною тысяч жителей. Это третий по вместительности храм России, уступающий только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге.
В том же Николаевском монастыре высятся Симеоно-Аннинская надвратная и Преображенская церкви. В Покровском – церкви Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы. В Кремле – Троицкий собор. И мы перечислили далеко не все.
А в силу того, что в городе практически нет промышленности, здесь прекрасно сохранилась гражданская архитектура, попросту говоря – старинные жилые дома.
Ныне же в Крестовоздвиженском соборе хранится главная святыня Верхотурья: благоухающие мощи святого праведного всея Сибири чудотворца Симеона Верхотурского – покровителя рыбаков.
Симеон родился в начале XVII века в богатой дворянской семье. Однако же после смерти родителей, движимый любовью к богу, отправился отшельничать за Уральские горы. В сельце Меркушино, в 50 верстах от Верхотурья, Симеон остановился. Он любил уединение, и жил рыбалкой да пошивом шапок. Прожил всего 40 лет, похоронен на сельском погосте. И вроде забыли про тихого праведника, но через 50 лет на погосте стал «восходить из земли» гроб с его нетленными останками. Мощи благоухали. Вскоре от них исцелился разбитый параличом человек, последовали и другие исцеления. Симеона объявили святым. К святым мощам шли тысячи паломников, город приобрел славу «Уральского Иерусалима».
Поток паломников возобновился вновь, с обретением мощей в конце 80-х годов прошлого века. Верхотурье вновь становится «Уральским Иерусалимом».И не зря. Достаточно сказать, что Троицкий собор включен ЮНЕСКО в сотню самых значительных архитектурных памятников мира.
Впрочем, это все трудно описать, это нужно видеть самому. Оно того стоит.
11 мая. О помощи Божьей в добрых делах
В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Иоанна Крестителя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
О помощи Божьей в добрых делах, — священник Алексий Дудин.
Деяния святых апостолов
Деян., 8 зач., III, 11-16
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как получить силу от Бога? Что для этого необходимо сделать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
В отрывке, который только что прозвучал, упоминается о чуде, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн. В Иерусалимском храме они исцелили человека, хромого от рождения. Это было сделано на глазах у многих свидетелей. Люди были поражены. Ведь они привыкли видеть несчастного калеку в беспомощном состоянии изо дня в день, на протяжение долгого времени. А потому никто не усомнился в том, что произошло нечто удивительное и необъяснимое. Хочешь — не хочешь, придётся признать, что апостолы обладали какой-то сверхъестественной силой. Каков источник этой силы? Что они сделали, чтобы её получить? А можем ли и мы овладеть ею?
Предвосхищая все эти вопросы, Пётр обращается к собравшимся: не думайте, что это наша собственная сила. У нас самих по себе её не больше, чем у вас. Это сила не наша. Это сила Иисуса Христа. Через нас действует Господь. Мы просто предоставили себя в Его полное распоряжение. И теперь нашими руками Он творит чудеса, нашими устами обращается к вам. Вот основная идея слов Петра. И ещё важный момент, о котором упоминает апостол. Каким-то необъяснимым образом эта сила связана с состоянием внешнего бессилия. Неслучайно он упоминает о смерти и воскресении Спасителя. Господь добровольно отказался от Своего могущества, пошёл на крест, пострадал и умер, чтобы Его ученики могли получить власть менять сердца и умы других людей, избавлять их от телесных и духовных болезней.
Итак, важные идеи содержатся в речи Петра. Как в земной судьбе Самого Христа сначала была Голгофа, а потом воскресение, так и в жизни Его учеников настоящее служение Богу начинается с ощущения своего полного бессилия. Своими умом и сердцем человек должен отчётливо увидеть собственную беспомощность перед лицом окружающих его обстоятельств. Осознать, что у него нет власти ни над людьми, ни над ситуациями, ни даже над собой. Что он не контролирует не то что свою судьбу, но даже не может, как говорит Христос в Евангелии, прибавить себе росту хотя бы на локоть. Не может ни одного волоса сделать белым или чёрным. Что само наше дыхание, частота нашего пульса и наш сердечный ритм полностью в руках Творца. Такое внутреннее состояние Евангелие называет духовной нищетой. А христианская традиция именует смирением. То есть ощущением своей меры, своей ограниченности.
В суете будничной рутины, за пеленой разнообразных впечатлений и эмоций разглядеть эту свою нищету практически невозможно. А потому мы продолжаем жить в иллюзии своего всемогущества. По этой причине и нет в нас силы Творца. Поэтому и благословенны те минуты, когда жизнь ставит нас на колени и мы вынуждены обратится к Богу. Это всегда шанс начать всё иначе. Счастливый и далеко не случайный момент, когда мы можем всецело отдать себя нашему Создателю. Выбрать жить не так, как жили раньше. По совсем иным правилам. По Евангельским заповедям.
И Богу приятны такие моменты. Он ценит это наше бессилие. Ведь именно благодаря ему человек становится Его глазами, ушами, ногами, устами и руками. Он через такого человека видит, слышит, ходит, говорит и действует в этом мире. Именно так. Не каким-то абстрактным образом, но именно через эту человеческую немощь, которая сделала выбор во всём, всегда и везде полагаться на Своего Творца, в нашей судьбе и судьбе тех, кто нас окружает, совершится сила и слава воскресшего Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Счастье детям» помогает семьям в Кемеровской области
«Спасибо, помогли!» — такую надпись под фотографиями радостных детей часто можно встретить в социальных сетях кемеровского фонда «Счастье детям». Это значит, что ещё у одного ребёнка появилась возможность пройти долгожданное лечение или реабилитацию. Как, например, у Максима. Ему 4 года, он с большим упорством и любопытством изучает всё вокруг и очень любит танцы. Жизнь мальчика омрачают проблемы со здоровьем — приступы эпилепсии тормозят развитие Максима, в том числе и двигательное. Чтобы мальчик мог уверенно стоять на ногах и ходить, врачи посоветовали семье отправить его на реабилитацию. Но оплатить её самостоятельно у родителей возможности не было. На помощь им пришёл фонд «Счастье детям» и люди из разных регионов нашей страны. Максим уже успел побывать на занятиях в медицинском центре и вернулся с большой победой — он начал ходить! Теперь вместе со старшим братом мальчик учится играть в футбол и весело кричит «Гооол!», когда попадает ногой по мячу.
Миссия фонда — подарить своим подопечным — болеющим детям — счастливое и активное детство, а ещё шанс на здоровье будущее. Прямо сейчас нужна помощь трёхлетней Алисе Барановой, ей тоже важно пройти реабилитацию. Если вы хотите поддержать кемеровский фонд и его подопечных, переходите на сайт: счастьедетям.рф
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов