Озеро Валдай называют иногда Новгородским Байкалом. Это чистейший водоем площадью почти двадцать километров. Цепь островов разделяет его водную гладь на два плёса. Самый большой остров – Рябиновый. Такое название ему дано не случайно – здесь действительно растет много рябины, и туристическая тропа длиной полтора километра, на которой оборудованы площадки для отдыха, ласково именуется «Рябинушкой». Сюда приезжают порыбачить, набрать грибов и ягод, позагорать на песчаных пляжах.
Рябиновый соединен горбатым мостиком с островом Сельвицким. Про этот живописный кусочек суши еще патриарх Никон сказал: «Не велик, но зело прекрасен» и предложил царю Алексею Михайловичу устроить здесь монастырь. И в 1953 году на Сельвицком острове были поставлены две деревянные церкви, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней.
А вот Успенский собор, также построенный по распоряжению патриарха Никона, и сейчас украшает собою монастырский ансамбль. Этот огромный белый с красным орнаментом храм внутри при дневном освещении как будто пронизан светом. Такой эффект достигнут благодаря тому, что на трех стенах расположено по три больших окна, и барабаны пяти куполов имеют по нескольку оконных проемов.
В советские годы церковь существенно пострадала, и только в 2008 году после многолетней реставрации патриарх Алексий Второй освятил престол собора в честь Иверской иконы Богородицы. Успенский собор был переименован в Иверский неспроста – одноименная чудотворная икона была привезена в обитель с Афона еще во время патриаршества Никона и много веков считалась хранительницей монастыря. На западной стене собора сохранилась фреска, которая запечатлела, как патриарх Никон с братией встречают Иверскую. После революции икона пропала, и только в 2008 году вернулась в обитель.
В соборе была утрачена значительная часть настенной росписи, многое не удалось восстановить. Поэтому художникам-реставраторам пришлось создавать новые композиции, сохраняя старинные стилистические и технологические особенности. И теперь на одной из стен можно увидеть фреску, на которой изображено событие 2008 года - патриарх Алексий Второй с братией встречают чудотворную Иверскую икону.
На территории монастыря сохранилось еще несколько храмов семнадцатого века, каждый из них по-своему уникален. Информацию об этих церквях можно почерпнуть в монастырском музее, который посвящен истории обители и роли патриарха Никона в ней.
Валдайский Иверский Богородицкий монастырь расположен в десяти километрах от города Валдая, который стоит на трассе Москва – Санкт-Петербург. Проходит через Валдай и железнодорожная ветка. А от Валдая до обители лучше всего доплыть на теплоходике – за тридцать рублей вы не только быстро доберетесь до места, но и налюбуетесь на озерные пейзажи.
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. О земном и небесном хлебе

Сегодня 16 октября. Международный день хлеба.
О земном и небесном хлебе — протоиерей Михаил Самохин.
Даже в атеистическом советском государстве часто звучала фраза «Хлеб — всему голова». Сейчас, когда мы вновь свободно исповедуем Господа и Спасителя Христа, почти каждому нашему слушателю знакомы слова молитвы «Отче наш», которую нам дал сам Господь, и где мы также просим у Небесного Отца именно хлеба на сегодняшний день.
И всё же хлеб для православного христианина ещё важнее. «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Читаем и в Евангелии от Иоанна: «Хлеб становится плотью для того, чтобы мы имели жизнь вечную, изменив свою природу через причастие этой плоти, смогли войти в Царствие Небесное». Праведный Иоанн Кронштадтский отмечает, как ясно учение о необходимости и действительности причащения христиан под видами хлеба и вина истинного Тела и Крови Христовых. Действительно, всё открыто и ясно. Никто не препятствует нам причащаться Телу и Крови Спасителя, кроме наших грехов и нашей лени.
Будем же стараться преодолевать их и вкушать хлеба живого, самого Христа, во исцеление души и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема