Тутаев… Удивительный город… Во-первых, почти сто лет назад, до 1918-го, в котором его переименовали в честь героя-красноармейца, звался этот город Романов-Борисоглебск. Во-вторых, если уйти еще на сто лет назад, выяснится, что это были и вовсе два городка – один Романов – на левом берегу Волги, другой – Борисоглебск – ровно напротив первого, но на правом берегу Волги. Вот и решили их объединить. Получился вроде как столица Венгрии Будапешт. Вот только Буда и Пешт соединены мостами а Романов и Борисоглебск – нет. И из одной половины города в другую можно попасть исключительно на пароме.
На зато и вид на обе части города с парома или теплохода открывается исключительный. Семь храмов на семи холмах! На романовской стороне высятся Троицкая, Спасо-Архангельская, Преображенско-Казанская, Вознесенско-Леонтьевская церкви и Крестовоздвиженский собор. А на другом берегу огромный Воскресенский собор и небольшая Благовещенская церковь. Последние три храма из перечисленных построены в XVII веке, в период расцвета ярославского каменного зодчества. На самом деле церквей в городе одиннадцать – еще по два на каждой стороне.
Главная достопримечательность - Воскресенский собор XVII века. Он никогда не закрывался и сохранил удивительной красоты фрески, богатый резной иконостас и деревянную скульптуру. И еще одна, поистине уникальная икона - Спас Всемилостивый. Это одна из самых больших икон в мире. Дважды в год проходит в Тутаеве крестный ход, во время коего икону несут на специальных носилках до 20 мужчин.
Однако красоты храмов словами не передашь. Лучше посмотреть самим.
А вот кого вы вряд ли увидите – так это знаменитую романовскую овцу. Романовской овца названа как раз по имени города Романова. Но после перестройки овцеводство в Тутаевском районе пришло в упадок. А жаль. Потому что Романовская порода овец даёт лучшие по лёгкости, нарядности, прочности и теплоизоляционным свойствам шубные овчины, которые считаются лучшими в мире. Известно, что в тридцатых годах всесоюзному старосте Михаилу Ивановичу Калинину тутаевские умельцы преподнесли полушубок весом чуть больше килограмма. Ну овец-то теперь с успехом разводят во Франции и Канаде. А в Тутаеве овечке Кудряше посвятили сразу три музейные экспозиции и ежегодный туристический фестиваль, который проходит в августе.
Кстати на левобережье существует единственный в своем роде музей провинциального банка. Экспозиция находится в помещении, где еще до революции находился городской банк и весьма достоверно воспроизводит исторический интерьер. А по соседству воссоздали уютную квартиру управляющего.
Город очень любят художники. В начале XX века здесь работал Борис Кустодиев. Живописный вид на Волгу и Воскресенский собор он запечатлел в одной из своих самых известных картин «Гуляние на Волге». Сейчас она в Государственном Русском музее.
В Тутаеве есть колокольный завод. Причем в отличие от других подобных предприятий, формы для колоколов здесь делают вручную по старинной технологии, использую глину и другие природные материалы. Сегодня романовские колокола звонят по всей России, в том числе в Дивеево, Александро-Свирском, московском Покровском и многих других монастырях.
И как всякая российская глубинка славна тутаевская сторона людьми знаменитыми. Например, здесь родился Федор Федорович Ушаков - выдающийся русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом. Адмирал Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
Здесь же, под Тутаевым, в деревне Большое Масленниково 6 марта 1937 года родилась первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.
Ах, да! Вот еще фактик. Город Тутаев входит в «Золотое кольцо» России, и именуется еще «Жемчужиной на Волге».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема