Тутаев… Удивительный город… Во-первых, почти сто лет назад, до 1918-го, в котором его переименовали в честь героя-красноармейца, звался этот город Романов-Борисоглебск. Во-вторых, если уйти еще на сто лет назад, выяснится, что это были и вовсе два городка – один Романов – на левом берегу Волги, другой – Борисоглебск – ровно напротив первого, но на правом берегу Волги. Вот и решили их объединить. Получился вроде как столица Венгрии Будапешт. Вот только Буда и Пешт соединены мостами а Романов и Борисоглебск – нет. И из одной половины города в другую можно попасть исключительно на пароме.
На зато и вид на обе части города с парома или теплохода открывается исключительный. Семь храмов на семи холмах! На романовской стороне высятся Троицкая, Спасо-Архангельская, Преображенско-Казанская, Вознесенско-Леонтьевская церкви и Крестовоздвиженский собор. А на другом берегу огромный Воскресенский собор и небольшая Благовещенская церковь. Последние три храма из перечисленных построены в XVII веке, в период расцвета ярославского каменного зодчества. На самом деле церквей в городе одиннадцать – еще по два на каждой стороне.
Главная достопримечательность - Воскресенский собор XVII века. Он никогда не закрывался и сохранил удивительной красоты фрески, богатый резной иконостас и деревянную скульптуру. И еще одна, поистине уникальная икона - Спас Всемилостивый. Это одна из самых больших икон в мире. Дважды в год проходит в Тутаеве крестный ход, во время коего икону несут на специальных носилках до 20 мужчин.
Однако красоты храмов словами не передашь. Лучше посмотреть самим.
А вот кого вы вряд ли увидите – так это знаменитую романовскую овцу. Романовской овца названа как раз по имени города Романова. Но после перестройки овцеводство в Тутаевском районе пришло в упадок. А жаль. Потому что Романовская порода овец даёт лучшие по лёгкости, нарядности, прочности и теплоизоляционным свойствам шубные овчины, которые считаются лучшими в мире. Известно, что в тридцатых годах всесоюзному старосте Михаилу Ивановичу Калинину тутаевские умельцы преподнесли полушубок весом чуть больше килограмма. Ну овец-то теперь с успехом разводят во Франции и Канаде. А в Тутаеве овечке Кудряше посвятили сразу три музейные экспозиции и ежегодный туристический фестиваль, который проходит в августе.
Кстати на левобережье существует единственный в своем роде музей провинциального банка. Экспозиция находится в помещении, где еще до революции находился городской банк и весьма достоверно воспроизводит исторический интерьер. А по соседству воссоздали уютную квартиру управляющего.
Город очень любят художники. В начале XX века здесь работал Борис Кустодиев. Живописный вид на Волгу и Воскресенский собор он запечатлел в одной из своих самых известных картин «Гуляние на Волге». Сейчас она в Государственном Русском музее.
В Тутаеве есть колокольный завод. Причем в отличие от других подобных предприятий, формы для колоколов здесь делают вручную по старинной технологии, использую глину и другие природные материалы. Сегодня романовские колокола звонят по всей России, в том числе в Дивеево, Александро-Свирском, московском Покровском и многих других монастырях.
И как всякая российская глубинка славна тутаевская сторона людьми знаменитыми. Например, здесь родился Федор Федорович Ушаков - выдающийся русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом. Адмирал Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
Здесь же, под Тутаевым, в деревне Большое Масленниково 6 марта 1937 года родилась первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.
Ах, да! Вот еще фактик. Город Тутаев входит в «Золотое кольцо» России, и именуется еще «Жемчужиной на Волге».
Костромская область. Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь
На севере Костромской области, близ города Макарьев, есть старинный Троицкий Макариево‑Унженский монастырь. Само его название может поведать о многом. Унженской обитель именуется, поскольку стоит на берегу реки Унжи, Троицкой — потому что главный храм посвящён Святой Троице. А Макариевым монашеское поселение названо именем его основателя, преподобного Макария.
Подвижник родился в четырнадцатом веке в Нижнем Новгороде. В юности принял иноческий постриг. В зрелые годы создал монастырь близ родного города на Волге, и много лет управлял им. Но в 1439 году казанский хан Улу Мухаммед захватил Нижегородские земли и разорил процветающую обитель. Тогда преподобный Макарий и отправился на север, в Костромские леса. Поставил крест в безлюдном месте на берегу Унжи и выкопал келью-пещеру. Рядом со старцем поселились ученики. Вместе они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы. У стен этого храма преподобного и похоронили в 1444 году.
В дальнейшем Макарьевский монастырь на Унже расширялся и благоустраивался. Особое внимание ему уделял первый царь из рода Романовых — Михаил Фёдорович. Государь дважды совершил паломничество в Троицкую обитель. В первый раз он приехал сюда в 1612 году, ещё отроком, незадолго до своего восшествия на престол. Второй раз — в 1619-м. Царь тогда участвовал в торжествах, посвящённых прославлению преподобного Макария Унженского в лике святых.
Покровителем Макарьевского монастыря был и сын Михаила Фёдоровича — Алексей Михайлович Романов. Благодаря царским пожертвованиям Троицкий храм в 1670 году перестроили в камне. Рядом возвели каменную же церковь, посвящённую преподобному Макарию. Под её сводами поместили мощи праведника, обретённые нетленными.
В восемнадцатом веке архитектурный ансамбль Унженской обители дополнили Благовещенский и Никольский соборы, трапезная палата и братские корпуса. Тогда же была построена Успенская церковь с примыкающими к ней больничными палатами. Здесь в годы Первой мировой войны в начале двадцатого столетия разместился лазарет для раненых воинов.
Богоугодную жизнь северного монастыря нарушила революция 1917 года. Безбожники закрыли обитель, выселили братию, а в храмах разместили тракторную станцию и склады зерна. Мощи преподобного Макария передали в краеведческий музей.
Останки праведника вновь стали принадлежать Православной Церкви в 1990 году. Мощи поочередно пребывали в различных храмах Костромской епархии. Когда же в 1994-ом Троицкий монастырь был возрождён, святыня вернулась под своды Макариевского храма. Со всех концов России люди приезжают в обитель на реке Унже, чтобы помолиться у раки с мощами преподобного Макария.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Калужская область. Спасо-Преображенский Воротынский монастырь (Спас на Угре)
Спас на Угре — так именуют в народе Преображенский Воротынский женский монастырь в двадцати километрах от Калуги, на живописном берегу реки Угра. В этот месте, в далёком 1480 году сошлись русское и ордынское войска. И случилось чудо: спустя 5 дней ожидания битвы, ордынцы без боя отступили! «Не оружие, не мудрость человеческая, а Сам Господь спас ныне Россию», — свидетельствовали летописцы, современники этой удивительной победы. Событие, положившее конец ордынскому игу на Руси, вошло в историю как «Стояние на реке Угре». В память о нём в начале 16-го века и был построен здесь монастырь. Возводился он на пожертвования князей Воротынских, и это нашло отражение в его названии — Спасо-Преображенский Воротынский. Основал обитель, по преданию, преподобный Тихон Медынский. Изначально монастырь был мужской. Вокруг него образовалось село, которое получило название Спас. Носит оно его и сегодня.
Такова, вкратце, история основания обители, великолепный вид на которую открывается путешественникам на подъездах к селу. Издалека белеют на фоне лугов и лесов конусообразные, шатровые башенки-купола её церквей — Преображенской и Введенской, и высокий шпиль колокольни. «Единственный в окрестностях Калуги храмовый ансамбль допетровской эпохи», — так описывают монастырь Спас на Угре путеводители. А те, кто там побывал, называют обитель тихим молитвенным уголком, где всё дышит тёплым, почти домашним уютом. Ухоженная территория с беседками, оградками из природного камня и садовыми скульптурами — миниатюрными храмами, домиками, птицами и даже Ноевым ковчегом, на носу которого примостился маленький слон. Здесь можно сверить время по мраморным солнечным часам. На них выгравированы слова апостола Павла из послания к Галатам: «Итак, доколе есть время, будем делать добро...». На небольшой территории Спасо-Преображенского Воротынского монастыря уместились храмы, келейные и служебные корпуса, гостиница для паломников, церковная лавка и трапезная, где можно отведать мороженое, приготовленное руками монахинь из ягод и фруктов монастырского сада.
Белоснежные храмы — скромные снаружи и великолепно украшенные внутри. Сегодня в их стенах не смолкает молитва, и трудно представить, что ещё не так давно монастырь стоял фактически в руинах. В советские годы обитель была закрыта. И хотя имела статус исторического памятника, о её сохранности не заботились. Разрушились своды и кровля храмов, в стенах образовались глубокие разломы. Возрождение и восстановление монастыря началось в 2007-м году. И сегодня Спасо-Преображенский Воротынский монастырь вновь стал местом молитвы.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Обоянь. Собор Александр Невского ( Курская область)
В Курской области есть городок с приятным слуху названием Обоянь. Имя своё он получил по реке Боянь, в устье которой была в середине 17-го века заложена крепость. Но когда идёшь по улицам неспешным шагом, кажется, что город нарекли так из-за его обаяния. Обоянь хоть и маленький, но очень уютный и живописный. Здесь сохранилось множество старинных зданий и целых восемь храмов. Один из них — собор святого благоверного князя Александра Невского.
Пятиглавый исполин из красного кирпича с серебристыми куполами встречает нас на улице Луначарского. Храм — памятник архитектуры регионального значения, великолепный образец русско-византийского стиля. От русской архитектуры здесь — нарядные «кокошники», так называются декоративные элементы на фасаде, напоминающие формой традиционный женский головной убор. От византийской — широкие, массивные полусферические купола вместо привычных «луковиц».
Собор Александра Невского был заложен в память о чудесном спасении императора Александра III и царской семьи при крушении поезда под Харьковом, близ станции Борки в октябре 1888 года. Церемония освящения закладного камня состоялась спустя три года после этого события, в 1891-м. Строился храм на частные пожертвования, в основном от городского купечества. Средства поступали нерегулярно, поэтому строительство продвигалось медленно, с большими паузами и завершилось только в 1907 году. В храме создали редкой красоты иконостас — деревянный, четырёхъярусный, резной, позолоченный. Богатые горожане жертвовали церкви серебряные и золотые богослужебные сосуды, оклады для икон и Евангелия с драгоценными камнями. Буквально через несколько лет всё это оказалось в руках безбожников — во время большевистской кампании по изъятию церковных ценностей.
Сам собор власти довольно долго не закрывали, но и его эта участь, увы, не миновала. После закрытия в 1930-х, было предпринято несколько попыток взорвать храм — к счастью, неудачных. Какое-то время собор служил зернохранилищем, а в 1984-м году в нём разместился молодёжный спортивный клуб. Просуществовал он в стенах святыни недолго — уже в начале 1990-х собор вернули Русской Православной Церкви. Покалеченное здание с разобранным центральным куполом и заложенными кирпичом окнами восстановили. И сегодня он украшает Обоянь в своём первозданном величии.
Все выпуски программы ПроСтранствия












