На въезде в испанский город Сантьяго-де-Компостела возвышается огромная бронзовая фигура паломника. В одной руке он держит широкополую шляпу, в другой - посох. Взгляд его устремлен на величественное здание собора Святого Иакова.
Все это неспроста – ведь апостол Иаков считается покровителем путешественников. Этот ученик Христа сам совершил далекий путь из Святой земли в Испанию – именно здесь, в одной из отдаленных провинций, он проповедовал Евангелие.
По возвращении в Палестину святой Иаков был обезглавлен Иродом. Его останки ученики положили в лодку и пустили по волнам Средиземного моря. Чудесным образом судно с мощами было выброшено на берег у испанских берегов, в устье реки Ульи. Там и был похоронен святой Иаков. Но несколько веков его могила считалась утерянной.
Лишь через восемьсот лет отшельник по имени Пелагий, следуя за путеводной звездой, обнаружил мощи апостола, которые оставались нетленными. Место находки люди назвали Компостелло, что означает «обозначенное звездой». Король Альфонсо III приказал построить в честь обретения мощей небольшой храм, посвященный святому Иакову.
Позднее эту церквушку сменил огромнейший собор, один из самых вместительных в Европе. Четыре фасада собора непохожи друг на друга, стены украшены скульптурами разных времён – так получилось из-за того, что здание неоднократно перестраивалось.
Мощи святого Иакова почивают в серебряной раке в крипте, которая уцелела со времен Альфонса Великого.
Одной из достопримечательностей собора стало самое большое в мире кадило – «ботафумейро», или «испускающее дым». Размером в человеческий рост, оно подвешено прямо с потолка. Весит кадило 80 килограммов, его приводят в движение восемь служителей в красных одеждах. Раскачиваясь, оно достигает скорости 60 километров в час. Чтобы наполнить «ботафумейро», нужно 40 килограмов угля и ладана.
Вот уже 700 лет это кадило источает клубы благовонного дыма в соборе Сантьяго-де-Компостела.
Православные христиане Португалии ежегодно совершают пешее паломничество «Путем апостола Иакова». Крестным ходом за шесть дней преодолевают они 120 километров от Лиссабона до Сантьяго-де-Компостела, чтобы поклониться мощам святого апостола Иакова, одного из двенадцати учеников Христа.
Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь (Приморский край)
Свято-Троицкий Николаевский монастырь — старейший на Дальнем Востоке. Он расположен в поселке Горные Ключи на западе Приморского края. Обитель была создана благодаря архиепископу Иннокентию (Вениаминову). Он возглавлял Камчатскую епархию во второй половине девятнадцатого века, когда Приморский край стал частью Российской империи. Владыка осознавал, что для продвижения православия на новых землях нужны монахи-подвижники и обратился в Священный Синод с предложением основать в Приморье иноческое поселение.
Летом 1893 года из Москвы на Дальний Восток был командирован иеромонах Алексий (Осколков). Для будущего монастыря он выбрал место в двадцати километрах от железнодорожной станции Шмаковка. Вскоре на помощь отцу Алексию прибыли два валаамских монаха и уже втроем иноки стали налаживать хозяйство. С первых дней своего существования монастырь стал утешением для русских переселенцев, осваивавших просторы Дальнего Востока. Храмов в Приморье было крайне мало и в обитель близ Шмаковки паломников приезжало всё больше и больше.
Росло и число насельников! Материальную помощь подвижникам присылали со всей России и Свято-Троицкий Николаевский монастырь стремительно развивался. К началу двадцатого века здесь появились пекарня, портняжная и сапожная мастерские и свечной завод. Чтобы поддержать местное население, в обители открыли больницу с аптекой, где монахи-врачи бесплатно оказывали медицинскую помощь. Заботились подвижники и о просвещении. При Свято-Троицком Николаевском монастыре существовала школа с общежитием для учеников. Типография выпускала миссионерские листки, брошюры и книги. Рядом с обителью образовался поселок Горные Ключи.
К 1917 году значение Троицкого Николаевского монастыря в Приморье было столь велико, что в народе его называли лаврой. Богослужения здесь совершались в четырех храмах. Два из них сгорели в годы гражданской войны двадцатого века. При советской власти обитель закрыли, а на её территории разместили военный санаторий.
Верующим пришлось немало потрудиться, когда в 1995 году комплекс зданий вернули Православной церкви и обитель вновь стала действующей. Стараниями монахов архитектурный ансамбль постепенно обретает былое величие.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Памятник преподобному Сергию Радонежскому (с. Радонеж, Московская область)
В Подмосковье, в 15-ти километрах от Сергиева Посада, есть небольшое древнее село Радонеж. Здесь прошло детство преподобного Сергия Радонежского. Именование своё преподобный и получил по названию места, где жил и подвизался. В эти подмосковные земли примерно в 1328 году он, будучи ещё отроком Варфоломеем, переехал вместе с семьёй из Ростовского княжества. В радонежских лесах началась его подвижническая жизнь. Здесь просиял в святости игумен земли Русской. И сегодня в селе Радонеж путников встречает памятник преподобному Сергию.
Преклонив голову в монашеском клобуке, погружённый в глубокую молитву, стоит он на фоне леса. А в центре трёхметровой каменной фигуры инока — барельеф, изображающий мальчика с образом Пресвятой Троицы в руках. Композиция отсылает нас к знаменитому эпизоду из жития преподобного Сергия, когда к ему, ещё мальчику, явился вдруг под дубом святой старец и предрёк славное будущее. О том, что именно этот сюжет лёг в основу идеи памятника преподобному Сергию в Радонеже, говорил и сам его автор, скульптор Вячеслав Клы́ков. Есть и другая история, связанная с монументом. Произошла она в недалёком прошлом.
Памятник святому Сергию был установлен... ещё во времена СССР Это событие стало свидетельством духовной силы, на которую способен русский народ по завету самого преподобного Сергия: «Единением и любовью спасёмся». Дело в том, что поначалу партийные, антицерковные власти воспрепятствовали появлению памятника святому. Во время первой попытки установить монумент, в 1987-м, милиция перекрыла дорогу на подъездах к Радонежу, перехватила автомобиль с памятником и конфисковала фигуру преподобного. Тысячи верующих, съехавшихся на церемонию установки, были объявлены участниками антисоветской акции. Но люди не испугались, не разошлись. С иконами и хоругвями они до темноты стояли под проливным дождём. И власти сдались: было получено официальное разрешение на установку памятника преподобному Сергию, которое и состоялось через год, в мае 1988-го.
Изменились времена, и сегодня в подмосковный Радонеж, к местам, где прошло отрочество преподобного Сергия, стекаются паломники со всех уголков России. Подолгу стоят они возле памятника святому — одновременно и строгому иноку, и благоговейному отроку с иконой Троицы в руках.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Вязьма. Одигитриевская церковь (Смоленская область)
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы, в городе Вязьме на Смоленщине — настоящий белокаменный шедевр.
Церковь находится на территории Иоанно-Предтеченского монастыря, начало которому положил ещё в 16-м столетии преподобный Герасим Болдинский, святой покровитель города Вязьмы. Одигитриевский храм —жемчужина обители. Чем же уникальна эта церковь середины 17-го века? Прежде всего, архитектурой. В России сохранились буквально несколько подобных памятников той же эпохи. Ведь именно на годы постройки храма, 1650-е, пришлись реформы Патриарха Никона, в числе которых был и запрет на строительство шатровых церквей — то есть, таких, у которых вместо купола были конусы, по форме напоминающие шатёр. Даже у старинных храмов шатровые навершия заменяли тогда купольными. А крышу Одигитриевской церкви венчают целых три шатровых конуса! Они буквально усыпаны декором, тонким и изящным. Да и сама крыша по всему периметру в несколько рядов покрыта так называемыми «кокошниками» — особыми полукруглыми декоративными элементами, которые и придают облику храма легкость и нарядность. А ещё при взгляде на Одигитриевскую церковь на ум приходит знаменитый собор Сагра́да Фами́лия в испанской Барсело́не, построенный архитектором Антонио Гауди. Внешне они, конечно, совсем разные, однако обладают схожей архитектурной динамикой — стремительной, и в то же время плавной, увлекающей ввысь. А ещё их объединяет обилие мельчайших декоративных деталей. Одигитриевская церковь издалека кажется резной. Необычный стиль, в котором она выстроена, называется «русское узорочье». Он был очень популярен в эпоху царя Алексея Михайловича. Радость охватывает душу, когда любуешься красотой храма.
А вот внутри Одигитриевский храм убран весьма аскетично. Белёные стены без росписей. Деревянный иконостас. Всё здесь сосредотачивает ум на молитве. На одной из стен — памятная табличка, гласящая, что храм восстановлен по сохранившимся чертежам. Восстанавливать церковь пришлось после того, как в советские годы в ней побывала сначала спичечная фабрика, потом городской архив. Начали реставрацию в 1962-м, а завершили только в 2000-м. Зато теперь церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии в Вязьме предстаёт перед паломниками и туристами во всей своей красоте. Верующие со все уголков страны приезжают сюда, чтобы помолиться перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. И прикоснуться к истории храма.
Все выпуски программы ПроСтранствия











