«Будда, Конфуций, шаман, обожание гор – все это смешалось и составило религию простого человека в Корее», – писал русский писатель и публицист Н.Г. Гарин-Михайловский, посетивший Корею в 1898 году. И по сей день буддизм, конфуцианство и шаманизм являются основными мировоззрениями жителей Корейского полуострова.
В обществе по-прежнему царят конфуцианские идеи уважения и почтительного отношения к старшим, но, с другой стороны, и христианство набирает силу.
В июле 2012 года исполнилось 115 лет с того момента, как Святейший Синод учредил Русскую духовную Миссию в стране с поэтическим названием «Страна утренней свежести» - в Корее.
Тогда, в 1897-м, в Сеуле (напомню на всякий случай, что тогда страна еще была единой, и столицей ее значился Сеул) проживало около 200 русских и 30 православных корейцев.
Становление Православия в Корее, а также переводы богослужебных текстов на корейский язык и переложение их на славянские напевы – все делалось исключительно стараниями русских миссионеров.
Однако политическая ситуация в Корее в начале XX века не способствовала развитию Православия. Скажем во время японской оккупации деятельность собора святого Николая Мирликийского, воздвигнутого в Сеуле в 1903 году, претерпевала множество трудностей, а во время русско-японской войны церковь и вовсе закрыли.
После Октябрьской революции финансирование Миссии стало нерегулярным, да и корейское правительство не оказывало содействия проживавшим в стране русским эмигрантам – и в 30-е годы деятельность Миссии начала угасать.
А в 45-м страна и вовсе разделилась на Южную и Северную Кореи. В 1949 году власти Южной Кореи выслали из страны главу Русской духовной Миссии. Вскоре на Корейском полуострове началась война между Севером и Югом, и работа Русской духовной Миссии в Корее была приостановлена, а ее имущество конфисковано.
По окончании войны греческий капеллан из состава войск ООН архимандрит Андрей занялся реорганизацией православного прихода Сеула. Сохранившиеся общины, не имевшие в те годы возможности контактировать с Русской Православной Церковью, были переданы Константинопольскому патриархату. С тех пор все православные храмы Южной Кореи находятся в юрисдикции Константинополя.
Прихожане храмов в Южной Корее – это и русскоязычное население и местные жители, которые проявляют интерес к православию. Православные южнокорейцы чаще всего, так или иначе, связаны с русским бизнесом и с русской культурой. После службы россияне собираются вместе, пьют чай, беседуют, решают какие-то вопросы, по праздникам устаивают концерты, спектакли, вечера. Сам дух православия здесь не отличается от России.
В городе Капьенг, в 60-ти километрах от Сеула, есть даже небольшой монастырь Преображения Господня. Настоятельница монастыря, инокиня Агафия – первая монахиня-кореянка. Это Южная Корея.
Но и в столице Северной - Корейской Народно-Демократической Республики - в храме Живоначальной Троицы Московского патриархата, при небольшой православной общине численностью немногим более 100 человек, сегодня трудятся два священника-корейца, которые прошли обучение в московских духовных школах.
Возможно, это неожиданный вывод, но объективно получается, что именно Православие по-своему объединяет один народ, разделенный когда-то, казалось бы, нерушимой границей.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.