«Будда, Конфуций, шаман, обожание гор – все это смешалось и составило религию простого человека в Корее», – писал русский писатель и публицист Н.Г. Гарин-Михайловский, посетивший Корею в 1898 году. И по сей день буддизм, конфуцианство и шаманизм являются основными мировоззрениями жителей Корейского полуострова.
В обществе по-прежнему царят конфуцианские идеи уважения и почтительного отношения к старшим, но, с другой стороны, и христианство набирает силу.
В июле 2012 года исполнилось 115 лет с того момента, как Святейший Синод учредил Русскую духовную Миссию в стране с поэтическим названием «Страна утренней свежести» - в Корее.
Тогда, в 1897-м, в Сеуле (напомню на всякий случай, что тогда страна еще была единой, и столицей ее значился Сеул) проживало около 200 русских и 30 православных корейцев.
Становление Православия в Корее, а также переводы богослужебных текстов на корейский язык и переложение их на славянские напевы – все делалось исключительно стараниями русских миссионеров.
Однако политическая ситуация в Корее в начале XX века не способствовала развитию Православия. Скажем во время японской оккупации деятельность собора святого Николая Мирликийского, воздвигнутого в Сеуле в 1903 году, претерпевала множество трудностей, а во время русско-японской войны церковь и вовсе закрыли.
После Октябрьской революции финансирование Миссии стало нерегулярным, да и корейское правительство не оказывало содействия проживавшим в стране русским эмигрантам – и в 30-е годы деятельность Миссии начала угасать.
А в 45-м страна и вовсе разделилась на Южную и Северную Кореи. В 1949 году власти Южной Кореи выслали из страны главу Русской духовной Миссии. Вскоре на Корейском полуострове началась война между Севером и Югом, и работа Русской духовной Миссии в Корее была приостановлена, а ее имущество конфисковано.
По окончании войны греческий капеллан из состава войск ООН архимандрит Андрей занялся реорганизацией православного прихода Сеула. Сохранившиеся общины, не имевшие в те годы возможности контактировать с Русской Православной Церковью, были переданы Константинопольскому патриархату. С тех пор все православные храмы Южной Кореи находятся в юрисдикции Константинополя.
Прихожане храмов в Южной Корее – это и русскоязычное население и местные жители, которые проявляют интерес к православию. Православные южнокорейцы чаще всего, так или иначе, связаны с русским бизнесом и с русской культурой. После службы россияне собираются вместе, пьют чай, беседуют, решают какие-то вопросы, по праздникам устаивают концерты, спектакли, вечера. Сам дух православия здесь не отличается от России.
В городе Капьенг, в 60-ти километрах от Сеула, есть даже небольшой монастырь Преображения Господня. Настоятельница монастыря, инокиня Агафия – первая монахиня-кореянка. Это Южная Корея.
Но и в столице Северной - Корейской Народно-Демократической Республики - в храме Живоначальной Троицы Московского патриархата, при небольшой православной общине численностью немногим более 100 человек, сегодня трудятся два священника-корейца, которые прошли обучение в московских духовных школах.
Возможно, это неожиданный вывод, но объективно получается, что именно Православие по-своему объединяет один народ, разделенный когда-то, казалось бы, нерушимой границей.
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема