Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
В России название Лавра употребляется в смысле большого монастыря, богатого и знаменитого. В наше время у Русской Православной Церкви их четыре: Троице-Сергиева, Александро-Невская и Почаевская и Киево-Печерская.
Вот о последней, Киево-Печерской Лавре, мы и расскажем.
В самом сердце города над Днепром возвышаются 23 храма, а под ними – удивительный мир пещер, где покоятся мощи более чем сотни святых. Это самый древний монастырь на Руси.
Год основания Киево-Печерской Лавры – 1051-й, именно тогда вернувшийся с Афона инок Антоний поселился в небольшой рукотворной пещерке на живописном холме над Днепром. Вскоре к святому подвижнику пришел ученик – преподобный Феодосий и другие последователи, числом 12. Они также вырыли себе кельи рядом и соединили их коридорами. Там же, под землей, они устроили и первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Через десять лет, когда число братии еще возросло, преподобный Антоний, желая уединения, удалился на соседний холм и там снова выкопал себе пещеру, в которой и провел остаток жизни. Перед своей смертью в 1073 году преподобный Антоний собрал братию проститься и оставил завет – не трогать его мощи. Сказав это, он удалился вглубь пещеры, а земляной свод за ним обрушился. Завет святого пытались нарушить трижды: в первый раз из земли вышел огонь и ослепил капающих, в другой раз приблизится к мощам помещал сильный поток воды – когда люди, пытавшиеся найти мощи, удалились, вода из пещеры ушла. В третий раз, уже в советское время, во время раскопок на рабочих напал такой страх, что они отказались вновь спускаться под землю. Сейчас на этом месте в Ближних пещерах стоит киот с иконой преп. Антония, а слева находится его келья.
В пещерах жили только до конца XI века. К тому времени число братии сильно увеличилось, и монахи построили первый наземный храм – Успенский собор и кельи. А в пещерах по-прежнему собирались на службах в подземных храмах, туда удалялись до 1453 года в затвор (после этого затворялись уже только наверху) и после погребения там преп. Антония стали хоронить братию. Для погребения в стенах пещер делали ниши, тело усопшего клали на доску и задвигали внутрь, а вход замуровывали. По традиции, через два года эти ниши открывали и останки переносили в костницу, а если мощи оказывались нетленными, их оставляли на месте.
Ученик Антония Феодосий, будучи игуменом Печерского монастыря, первый на Руси ввел в обители общежительный Студийский устав, который впоследствии был позаимствован и другими русскими монастырями. Строились новые храмы, число братии возрастало, и вскоре Киево-Печерская Лавра стала центром паломничества верующих со всех концов страны.
За почти тысячелетнюю историю обитель многократно разоряли и сжигали, но каждый раз монастырь возрождался.
Но все то, что мы рассказали – всего лишь история, и, по большому счету, только начало.
Надеемся, что вам суждено будет самим увидеть и мать городов русских и один из самых удивительных монастырей, услышать рассказы о нем и увидеть храмы, славящие своей красотою удивительную красоту земли русской.
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке…
Богоматерь Одигитрия Смоленская/ IVв / «Из собрания Третьяковской галереи» Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один…
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник,…
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и…
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.
Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье. О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.
This website uses cookies.