Как известно, Польша считается одной из «образцовых» католических стран. Католиками считает себя подавляющее большинство поляков, в центре каждого города возвышается костел, а почти на каждом перекрестке путешественнику попадается Крест или небольшая часовенка.
Но свои, не менее почитаемые святыни, есть в Польше и у православных. Главной из них на протяжении веков остается святая гора Грабарка, которую также именуют «горой Крестов».
Первое упоминание об этом месте, расположенном неподалеку от города Семятыче на востоке Польши, относится к началу 18-го века. По преданию, во время страшной эпидемии чумы одному местному крестьянину было видение: взять крест и идти на Грабарку с теми, кто еще может идти. Люди с Крестами поднялись на гору. И… спаслись. Тогда и родилась традиция приносить на святую гору Крест с молитвой об исцелении и благополучии.
Особенное паломничество совершается здесь в праздник Преображения Господня, 19 августа. Тысячи людей, большинство из которых – молодежь, приходят на Грабарку из других городов Польши. Свой пеший путь паломники совершают несколько дней, а заканчивают его у храма Преображения Господня, который многие трижды обходят на коленях, после чего каждый устанавливает на горе свой Крест. Несут сюда и маленькие Крестики, и огромные тяжелые Кресты. Никто не знает, сколько их на Грабарке. Говорят, в свое время сбились, насчитав семь тысяч.
В конце Второй мировой войны, когда Польша обрела свои нынешние границы, оказалось, что в стране нет ни одного православного женского монастыря. И в 1947 году первые сестры во главе с игуменией Марией поселились близ святого места – горы Грабарки. Монастырь получил имя учениц Господа Иисуса Христа – святых Марфы и Марии.
Первое время существования обители стало для сестер – игумении Марии и двух монахинь - настоящим подвигом. На Грабарке не было места для жилья, не было денег для питания, а для открытия монастыря пришлось добиваться согласия властей. Тем не менее, уже через год сестры собрали необходимые средства и приступили к строительству храма на святой горе.
Монастырская летопись сообщает, что в первые годы существования монастыря сюда ежедневно приходили паломники, которые помогали сестрам выжить, принося муку, крупы и овощи. Активное развитие монастыря пришлось на 50-е годы: тогда здесь освятили деревянный храм, а сама обитель получила известность среди православных как место паломничества.
Традиция же массового паломничества на святую гору была возрождена активистами польского братства православной молодежи в 1980 году. Первые молодежные группы приходили в монастырь тайком, не имея разрешения польских властей. Однако с каждым годом традиция укреплялась, и сегодня пешее паломничество на гору Крестов известно не только в Польше, но и за ее пределами – тысячи людей из разных стран собираются здесь каждый года на праздник Преображения Господня.
В преображенскую ночь людей на Грабарке собирается столько, что исповедь для паломников длится целые сутки, а в сам праздник служится четыре Литургии.
В 1990 году, июльской ночью, Преображенский Храм на Святой Горе подожгли. Несмотря на усилия пожарных, ничего отстоять не удалось, и Храм выгорел до основания. Погибли многие находившиеся в нем святыни.
После поджога деревянный Храм отстроили заново. Однако инцидент получил значительный резонанс, привлек заметное внимание к Святой Горе и в конечном итоге помог ее дальнейшему благоустройству. Среди прочего, в 1998 году на пожертвования удалось обнести Святую Гору Грабарку сплошной каменной стеной и оборудовать сдвижными воротами.
В 2000 году на Грабарку прибыл список Иверской иконы Божией Матери, написанный на Афоне специально для обители. Икона так полюбилась православным в Польше, что ее провезли практически по всем приходам Польской Церкви.
Отрадно осознавать, что не взирая на политические разногласия, есть то, что все-таки объединяет жителей наших стран - православная вера.
Святитель Герасим (Добросердов) и его семья
Иван Прокопьевич Попов состоял в притче Сретенской церкви села Бельск, что в Иркутской губернии. Вот уже несколько лет он был вдовцом. После смерти жены на руках у него осталось двое маленьких детей. Родня уговаривала Ивана Прокопьевича на новый брак — детям нужна материнская забота, а хозяйству — женский глаз. Мужчина поначалу отмахивался от этих увещеваний. Но со временем полюбил односельчанку Марию Ивановну. Девушка была из семьи зажиточного крестьянина. Отец невесты счёл такую партию неподходящей для молодой дочери: вдовец, с детьми, да ещё и небогат. И решительно отказал жениху. А ночью увидел необыкновенный сон. Величественный голос повелел ему не сопротивляться Божьей воле и выдать Марию замуж: «От этого брака родится ребёнок, который прославит Господа и станет святым». Наутро потрясённый отец позвал дочь и благословил её на семейную жизнь.
Иван Прокопьевич и Мария Ивановна поженились. 26 октября 1809 года у них родился сын. В крещении мальчика нарекли Георгием. Пройдёт время, и пророчество, открытое во сне его деду, исполнится. Он станет монахом, будет возведён в сан епископа, отличится миссионерскими и пастырскими трудами и будет прославлен Церковью в чине святителя. С самого юного возраста Георгий по утрам и вечерам молился вместе с матерью. Отец брал мальчика с собой в храм, где он, рано научившись грамоте, помогал ему во время чтения молитв на службе. Каждое воскресенье после Литургии Георгий вместе с матушкой посещал богадельню — дом для нищих при храме. Специально к этому случаю Мария Ивановна пекла хлеб, который вместе с сыном раздавала обитателям богадельни. Спустя годы святитель вспоминал, что первые уроки благочестия, любви к Богу и милосердия к ближним он получил от своих родителей.
В 1818 году Георгий поступил в иркутское духовное училище, а затем — в семинарию. Там доброго, всегда готового прийти на помощь студента прозвали Добросердовым. Прозвище закрепилось за Георгием настолько, что вскоре стало его новой фамилией. На последнем курсе Иркутской духовной семинарии Георгия направили в Бурятию. Там в течение года он проповедовал Евангелие среди буддистов и язычников. Воодушевлённый миссионерским служением, домой он возвращался с намерением посвятить себя Богу и просить у родителей благословения на монашество. Однако вскоре после его приезда заболела мать, и Георгий, не желая её волновать, решил отложить разговор. Через некоторое время Мария Ивановна скончалась. Смерть любимой матушки надолго выбила молодого человека из колеи. «Прощай, мать нежнейшая, любившая меня пламеннее всех чад своих», — писал будущий святитель в своём дневнике.
А вскоре произошло то, чего сам Георгий никак не ожидал. Он познакомился с Натальей Михайловной Шестуновой. Кроткая, добрая девушка вызвала в нём глубокие чувства. В январе 1836 года молодые люди обвенчались, а следом за женитьбой Георгий был рукоположен в священный сан. Семейный союз был счастливым. Георгий называл жену своим нежным добрым другом. Но продлиться этому браку было суждено всего 4 года. Наталья Михайловна скончалась от чахотки. Перед смертью жены Георгий стоял около кровати любимой супруги и сам, со слезами, читал отходную — молитвы, которые совершаются над умирающим человеком.
Через некоторое время после кончины Натальи Михайловны, Георгий пришёл к отцу и попросил у него благословения на монашество. Иван Прокопьевич молча перекрестил сына. Святитель в своём дневнике вспоминал трогательную сцену прощания с отцом: «Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами». Георгий отправился в Санкт-Петербург. Там он поступил в Духовную академию и в марте 1845 года, на последнем курсе, принял постриг с именем Герасим. На протяжении всей своей жизни святитель Герасим (Добросердов) вёл дневники, в которых немало добрых, полных любви и благодарности, слов посвятил своим родным.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Поработаю промоутером»
С утра пораньше жена попросила меня сходить на рынок за продуктами. Выглядываю в окно — на улице мрачновато, того и гляди пойдёт дождь. Надеваю куртку с капюшоном. По дороге вижу, как девушка-промоутер раздаёт флаеры — это такие рекламные листовки. Поблизости открылся новый магазинчик, и девушка пытается привлечь в него покупателей. На вид ей лет 18-19, скорее всего, студентка и решила подработать.
Листовку я сунул себе в карман и вошёл в здание рынка. Пока совершал покупки, на улице хлынул дождь. Девушка всё ещё стояла на том же месте и пыталась вручить рекламки прохожим. Зонта у неё не было. «Бедненькая, — подумал я, — вся ведь промокнет. И листовки надо раздать. Иначе не заплатят».
Закидываю рюкзак на плечо, подхожу к ней, и говорю: «Давайте я Вам помогу». Она застенчиво улыбается и соглашается. Дело у нас движется быстро, вскоре мы раздали все буклеты. Девушка благодарит меня, а я в свою очередь говорю спасибо ей. «Вы знаете, всегда хотел поработать промоутером. И наконец моя мечта осуществилась», — шучу я. Она смеётся в ответ. Мы оба промокли, но при этом радостные — девушка от того, что у неё появился помощник, а я — потому что помог ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
24 апреля. О Христе как дарителе победы
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа».
О Христе как дарителе победы, — протоиерей Константин Харитонов.