Там, где долина реки Аялон подступает к Иудейским горам, две тысячи лет назад шумел город Эммаус. С еврейского это название переводится как «теплый источник» - остались свидетельства, что здешние места некогда были богаты горячими ключами. Именно здесь апостолы Лука и Клеопа встретили Воскресшего Христа, но узнали Его не сразу, а лишь преломив с Ним хлеб. На месте этой необыкновенной встречи в третьем веке византийцы выстроили пышный церковный комплекс. Сегодня от города остались только руины, но древние камни продолжают привлекать многочисленных путешественников.
В Византийскую эпоху Эммаус носил греческое имя Никополь, что означает город победы. Остатки этого поселения можно увидеть сегодня в археологическом парке, который находится на территории католического монастыря. Центральное место в историческом заповеднике занимают развалины базилики, специалисты датируют ее пятым веком. Считается, что эту церковь построили на том самом месте, где Христос явился своим ученикам. О том, насколько величественным был храм, говорят мощные стены из монолитных камней, высокие полукружия трех алтарных апсид и разноцветная напольная мозаика, выложенная из мельчайших пластинок. В стене одного из алтарей осталась ниша, в которой хранились мощи святых.
Обратите внимание на белую мраморную плиту у западной стены базилики – на ней написано по-гречески: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Красив этот христианский город».
Прогулявшись по парку к северу от храма, вы найдете древний баптистерий – крестообразное углубление в каменном полу, в которое ведут ступеньки. Здесь жители Никополя принимали таинство Крещения.
Внимание туристов неизменно привлекает также древний каменный пресс, предназначенный для изготовления оливкового масла. Это приспособление можно увидеть неподалеку от развалин дома епископа.
На территории археологического парка есть и более древние исторические объекты, появившиеся задолго до возникновения Никополя – например, римский водопровод, ведущий к баням и еврейские скальные захоронения.
Земля, отмеченная явлением Воскресшего Христа, таит в себе множество загадок. Прикоснуться к ним несложно – достаточно сесть в любой автобус, ведущий из Иерусалима в Тель-Авив, и выйти из него на перекрестке Латрун. Отсюда до Эммауса рукой подать. Впрочем, и без помощи транспорта преодолеть этот путь вполне реально.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема