Там, где долина реки Аялон подступает к Иудейским горам, две тысячи лет назад шумел город Эммаус. С еврейского это название переводится как «теплый источник» - остались свидетельства, что здешние места некогда были богаты горячими ключами. Именно здесь апостолы Лука и Клеопа встретили Воскресшего Христа, но узнали Его не сразу, а лишь преломив с Ним хлеб. На месте этой необыкновенной встречи в третьем веке византийцы выстроили пышный церковный комплекс. Сегодня от города остались только руины, но древние камни продолжают привлекать многочисленных путешественников.
В Византийскую эпоху Эммаус носил греческое имя Никополь, что означает город победы. Остатки этого поселения можно увидеть сегодня в археологическом парке, который находится на территории католического монастыря. Центральное место в историческом заповеднике занимают развалины базилики, специалисты датируют ее пятым веком. Считается, что эту церковь построили на том самом месте, где Христос явился своим ученикам. О том, насколько величественным был храм, говорят мощные стены из монолитных камней, высокие полукружия трех алтарных апсид и разноцветная напольная мозаика, выложенная из мельчайших пластинок. В стене одного из алтарей осталась ниша, в которой хранились мощи святых.
Обратите внимание на белую мраморную плиту у западной стены базилики – на ней написано по-гречески: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Красив этот христианский город».
Прогулявшись по парку к северу от храма, вы найдете древний баптистерий – крестообразное углубление в каменном полу, в которое ведут ступеньки. Здесь жители Никополя принимали таинство Крещения.
Внимание туристов неизменно привлекает также древний каменный пресс, предназначенный для изготовления оливкового масла. Это приспособление можно увидеть неподалеку от развалин дома епископа.
На территории археологического парка есть и более древние исторические объекты, появившиеся задолго до возникновения Никополя – например, римский водопровод, ведущий к баням и еврейские скальные захоронения.
Земля, отмеченная явлением Воскресшего Христа, таит в себе множество загадок. Прикоснуться к ним несложно – достаточно сесть в любой автобус, ведущий из Иерусалима в Тель-Авив, и выйти из него на перекрестке Латрун. Отсюда до Эммауса рукой подать. Впрочем, и без помощи транспорта преодолеть этот путь вполне реально.
19 мая. О свидетельстве Христа о Боге Отце

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня».
О свидетельстве Христа о Боге Отце — священник Николай Конюхов.
Люди не узнали в Христе Мессию, потому что у них были определённые представления и о Боге Отце, и о грядущем Мессии Израиля. И поэтому в их сердца не входили те слова, которые говорил Христос.
И когда Господь сам свидетельствовал, что Он пришёл от Отца, то, к сожалению, это свидетельство не входило в сердца иудеев, поскольку у них и об Отце было достаточно ложное представление. Они не могли представить, что вот Бог сам придёт в этот мир пострадать за людей, что предстоит Ему претерпеть множество испытаний, искушений и в итоге быть убитым и воскреснуть в третий день. И поэтому они не принимали свидетельства Господни.
Для нас очень важно знать, кто наш Отец, и периодически проверять: а наши представления правильные, они соответствуют действительности, или мы пытаемся Бога поместить в свои собственные представления? А для этого необходимы две вещи.
Первое — это знание традиции, знание того предания, толкования, которое существует. То есть мы знаем Священное Писание и как это Писание понималось в Церкви.
А второе — это личный религиозный опыт, когда мы общаемся с Богом, и Он становится для нас не чем-то абстрактным, не чем-то высоким, находящимся за тридевять земель где-то на седьмом небе, а близким Отцом по-настоящему, как мы молимся «Отче наш». Это не просто некое обращение. А если посмотреть еврейский оригинал, там слово «авва-отче», то есть «отец-папа» — такое тёплое обращение к Отцу.
Хочется в сегодняшний день пожелать, чтобы для всех для нас Бог стал именно таким близким небесным Отцом, к которому мы с любовью относимся.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем

Сегодня 19 мая. В день празднования памяти ветхозаветного праведного Иова Многострадального в 1868 году родился император Николай Второй.
О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем — протоиерей Михаил Самохин.
Даже святых людей не всегда называют при рождении по святцам. Так и император Николай II, родившийся по старому стилю 6 мая 1868 года в Царском Селе, получил традиционное для Романовых имя Николай, в память о старшем брате своего отца, собственном дяде, российском цесаревиче Николае Александровиче, который умер молодым в 1865 году.
В Европе этот день на календаре был обозначен как 18 мая. Сейчас разница между календарями увеличилась, и 6 мая по юлианскому календарю — по григорианскому календарю уже 19 мая. Однако для Церкви ничего не поменялось, и днём рождения последнего российского императора, страстотерпца Николая Александровича, остаётся день памяти Иова Многострадального.
Несмотря на то, что император не носил имя Иова, духовная связь его с этим персонажем Ветхого Завета очевидна, и прежде всего в безропотном принятии от Бога всего, что Господь посылает, в твёрдой вере и уповании на Спасителя, даже до смерти. За это Николай Александрович и вся его семья получили венцы святых царственных страстотерпцев.
Нам тяжело подражать такому подвигу. Но всё же путь святости, заповеданный каждому из нас, состоит именно в благодарном следовании по пути спасения, уготованному Господом.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. Об уроках жизни святого Иова

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, который жил за две-полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Об уроках жизни святого Иова — протоиерей Василий Гелеван.
Святой праведник Иов учит нас доверию. Без доверия нет веры. Если хочешь верить в Бога, научись доверять Ему.
Мы верим в Отца Вседержителя, а это значит, верим в то, что Он всё держит в руках. Он заботится, Он исцеляет души, как великий хирург. Иногда эти методы нам кажутся болезненными, но мы верим, что так и нужно для нашего спасения.
Праведный Иов точно не заслуживал таких страданий. Он святой жизни человек. Вот другие заслуживали. Были в его время грешники, каких следовало бы наказать. Но Бог терпит их до поры до времени. А Иову посылает скорби не в наказание, а для того, чтобы закалить его в верности.
Близкие предлагают Иову похулить Бога, отнявшего у него всё: богатство, здоровье, жизнь родных людей, всё, что составляло радость жизни. Бог дал, Бог взял.
Достоевский напишет позднее в том же ключе: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной».
Все выпуски программы Актуальная тема