Десятый век до Рождества Христова. Новая столица Израильского царства – Иерусалим встречает величайшую иудейскую святыню – Ковчег Завета. Золоченый ларь с хранящимися внутри каменными скрижалями, на которых начертаны Десять заповедей Бога, вплывает в крепостные ворота на плечах левитов – священников. И семьдесят тысяч израильтян приветствуют это шествие! На много километров вокруг слышны ликующие звуки труб, кимвалов – медных тарелок и сладкозвучных гуслей. А впереди движения, вне себя от радости, поет молитвы и пляшет, как ребенок, невысокий человек в простом льняном хитоне. Это – молодой израильский царь Давид.
Царица Мелхола смотрит на мужа в окно осуждающе. Разве так должен вести себя правитель? Разве можно унижать свое достоинство перед слугами? «Пастух – он и есть пастух!», – в сердцах бросает она. Давид же, вернувшись во дворец, на упреки жены отвечает так: «Перед Господом играть и плясать буду! Еще больше унижусь, и перед слугами буду славен!».
Мелхола сказала правду – Давид действительно в юности был пастухом. Ей, дочери первого Израильского царя Саула, их брак казался неравным. Мелхоле не доставало в Давиде сурового величия, которое отличало ее отца. Но была в нем с юности радостная вера в Бога и готовность служить Ему бесстрашно и преданно. Эта вера выплескивалась дивными молитвенными песнями, которые Давид исполнял, перебирая струны псалтыри – музыкального инструмента, похожего на арфу. Эти песни – псалмы отличались особой проникновенностью, они освежали душу, как теплый ливень в жаркий полдень питает животворящей влагой сухую почву. Только пение Давида могло утешить царя Саула, который страдал жестокими приступами черной тоски. Именно потому надменный правитель и приблизил юного пастушка из Вифлеема к царскому двору, а затем и отдал ему в жены свою младшую дочь.
Однако, вовсе не благодарность испытывал царь Саул к талантливому музыканту и поэту. Его снедала необъяснимая ревность. Узнав от пророка Самуила, что благоволение Божие отнято у него, и уже другой, более достойный израильтянин избран на царство, Саул подозревал, что новый помазанник – это именно Давид! Подозрения усугублялись тем, что вчерашний пастушок прославился в народе, как отважный и удачливый воин. Он смог одним ударом камня, выпущенного из пращи, победить вражеского воина-великана по имени Голиаф, затем выиграл несколько сражений с языческими народами, окружавшими Израиль.
Догадка Саула была верной – Давид действительно получил через пророка Самуила Божие благословение на царство. Однако он любил Саула, как отца и не мыслил о том, чтобы вступить на престол, пока тот жив. Когда же Саул погиб – в бою, окруженный врагами, он бросился на свой меч, то Давид искренне оплакал его.
Возглавив Израильское царство, псалмопевец заботился в первую очередь о том, чтоб возродить в народе веру в Бога. Он приложил все усилия, чтобы отыскать утраченный Ковчег завета и устроил для святыни походный храм – скинию в Иерусалиме. Здесь стали совершаться общественные богослужения, на которых звучали и псалмы, написанные самим царем.
Давид не был безгрешным человеком, но ему было ведомо подлинное покаяние. Однажды, уже будучи царем, он увидел с балкона своего дворца купающуюся женщину и захотел непременно сделать ее своей. Давида не остановило то, что красавица – а звали ее Вирсавия, была замужем. Когда царю стало известно, что Вирсавия вскоре родит ему ребенка, он отправил ее мужа, своего верного слугу Урию, на передовую, с тайным умыслом, что тот не вернется с войны. Именно так и случилось. Вирсавия стала женой царя, их ребенок родился в законном браке. Казалось, грех покрыт и можно не вспоминать о нем. Но Бог заботился о том, чтобы душа псалмопевца была чиста. Он послал к Давиду пророка Нафана с обличением, и тот рассказал царю притчу…
Пророк Нафан:
Один богач владел огромным хозяйством. Ему принадлежали бескрайние пастбища, простирающиеся от края до края земли, на них паслись тучные стада. Однако он похитил у бедняка единственную овечку, к который тот был привязан, как к своему ребенку. Скажи, о могущественный царь, как следует поступить с богачом?
Давид:
Он достоин смерти! Скажи, кто из моего народа так поступил, и он будет жестоко наказан!
Пророк Нафан:
Ты тот богач! Зачем ты отправил Урию на верную погибель, забрав себе его жену? Свои поступком ты дал повод врагам хулить нашего Бога…
Давид:
Я тяжело согрешил, и не видел того!Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое…
Осознав свое злодеяние, Давид не ел и не пил несколько дней – он горько плакал и просил у Господа прощения. Свое сокрушение он выразил в молитвенной песни, которая и поныне остается образцом покаяния. Это известный пятидесятый псалом, его так и называют – покаянный.
Младенец, рожденный от греховной связи Вирсавии и Давида, умер, но позднее у супругов были еще дети. Из всех наследников – а у Давида по обычаям того времени было несколько жен, именно сын Вирсавии, Соломон унаследовал израильский престол, и построил в Иерусалиме великолепный храм, о котором мечтал его отец.
Многое с течением веков утрачивается безвозвратно. Стерт с лица земли Иерусалимский храм, утерян в истории и след Ковчега Завета. А вот древние молитвенные песни, собранные в библейской книге Псалтырь, сохранились и доныне. Псалмы звучат на богослужениях и в домашних молитвах христиан во всем мире. Они дышат доверием ко Творцу, в них отражена глубина раскаяния, сияет чистотой детская радость о Боге. И всякий человек, открывая Псалтырь, испытывает благодарность ее автору – пророку и поэту, израильскому царю Давиду.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница