Некоторые сведения о святых нам известны, благодаря их ученикам, которые старались записать то, что сами видели и слышали…
Здравствуйте! С вами — Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святителе Евфимии Тырновском и исторической хронике писателя Григория Цамблака «О Тырновском разорении».
В конце 14 века болгары пережили национальную трагедию. Болгарское царство было завоевано турками и с тех пор Османское владычество продолжалось четыреста восемьдесят лет.
Болгарский писатель Григорий Цамблак в исторической хронике «О Тырновском разорении» рассказал, с каким упорством сопротивлялись турецкой осаде жители столичного тогда города Тырново.
А когда турки все же ворвались в город, болгарский патриарх Евфимий не стал прятаться, а отправился в стан завоевателей – просить, чтобы прекратили расправу с мирными жителями.
В своей хронике Григорий ЦамблАк, называя предводителя турецкого войска Али-пашу «царем-варваром», в красках описывает эту сцену:
ГРИГОРИЙ ЦАМБЛАК:
«Когда царь издалека увидел, что Евфимий идет к нему с обычным для него благочинием и мудрым самоуглублением, не обращая внимания на происходящее вокруг него, варвар не остался сидеть, но встал с благопристойным выражением лица, оказал ему почёт и предложил сесть рядом с собой».
«…И варварское неистовство стыдится самого себя перед добродетелью таких мужей, как Евфимий», - поясняет писатель Григорий Цамблак, современник этих событий.
Смелость патриарха Евфимия впечатлила видавшего виды Али-пашу и в тот раз он велел прекратить резню в городе.
Через какое-то время наиболее уважаемым мужам Тырнова велели собраться в церкви, якобы на общегородской совет. Патриарх Евфимий туда приглашен почему-то не был. Когда горожане явились, двери распахнулись и в храм ворвался вооруженный отряд турок… В тот день мученическую смерть приняли сто десять человек.
Затем турки решили расправиться и с патриархом Евфимием. Когда его повели на казнь, он, склонив голову на плаху, спрашивал палача только об одном: почему ему не дали умереть вместе со своей паствой?
А дальше случилось чудо. Палач так и не смог опустить орудие убийства на голову патриарха Евфимия, его рука словно окаменела. Турки в суеверном страхе разбежались, снова не посмев причинить зло святому старцу.
Вскоре турки собрали большую партию рабов из жителей города для отправки на восток.
Среди тех, кого под конвоем уводили из Тырнова, шел, опираясь на посох, и болгарский патриарх Евфимий.
ГРИГОРИЙ ЦАМБЛАК:
«И когда пленные пришли к месту, где не по своей воле должен был разлучиться с ними пастырь — о! Кто вспомнит об этом без слез! — люди припадали к его ногам, омывали их дождем слез, прижимались к ним губами и лицами, целовали руки, называя его пастырем и учителем, чадолюбивым отцом, и расставались с ним, будто расставались с душой.
… Он преклонил колена и помолился с ними. Восстав же от молитвы, дал им
последнее благословение. И когда кто-то из народа, обращаясь к нему, с рыданиями возопил: «На кого покидаешь нас, о добрый пастырь?», Евфимий ответил: «Предаю вас Святой Троице отныне и вовеки».
Патриарха Евфимия отправили в ссылку в один из монастырей Македонии. Святой пастырь десять лет провел в заточении и умер на чужбине.
Его ученик, болгарский писатель Григорий Цамблак в сочинении «О Тырновском разорении» поведал потомкам о великом мужестве и великой вере святителя Евфимия Тырновского.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер