«Проект «Пасха в каждом храме». Протоиерей Алексей Яковлев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Проект «Пасха в каждом храме». Протоиерей Алексей Яковлев

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, руководитель волонтерского проекта по сохранению деревянных храмов Севера «Общее дело» протоиерей Алексей Яковлев.

Разговор шел о том, как и для чего в настоящее время возрождаются храмы в удаленных и часто заброшенных деревнях, и каким образом проект нашего гостя «Пасха в каждом храме» способствует не только внешнему восстановлению церквей, но и возобновлению в них богослужебной жизни.

Ведущий: Константин Мацан



Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на радио «вера». Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии моя коллега Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— Мой коллега Константин Мацан.

Константин Мацан:

— Добрый вечер. В гостях у нас сегодня протоиерей Алексей Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве. Добрый вечер.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Добрый вечер.

Константин Мацан:

— Вы далеко не первый раз у нас в студии радио «Вера». Очень радостно, традиция уже с вами общаться, и в каком-то смысле вдвойне традиция говорить с вами накануне Пасхи о не теряющем актуальность проекте под названием «Пасха в каждом храме». В чем-то парадоксальное название, потому что она вроде бы и так в каждом храме или нет? Расскажите о чем это?

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Да, вы правы. Дело в том, что порядка четырех тысяч храмов в нашем отечестве находится еще в полуразрушенном состоянии. В них не совершаются богослужения, вокруг нет церковной общины. И вот для того, чтобы в этих храмах была совершена Пасха, вновь зазвучали пасхальные песнопения, и создан наш проект. Некогда эти храмы наполнялись молящимися. Некоторым из них, понятно, что и сто-двести-триста-четыреста лет, и в советские годы, как известно, духовенство истреблялось, ссылались верующие, таким образом традиция совершения самого главного богослужения прекратилась. Сейчас большинство храмов, конечно, в нашем отечестве восстановлено. Но представьте себе, не сто, не двести, а четыре тысячи храмов находится в таком печальном состоянии. Богослужения в этих храмах, как ответ на надежду тех людей, которые некогда защищали эти храмы в советские годы от закрытия, как радостное событие для тех людей, которые когда-то храм этот строили, и вот вновь в нем возобновляется богослужебная жизнь. Пусть даже на какие-то редкие моменты, но на самые главные, может быть на Пасху и на Рождество Христово. Конечно, каждое богослужение для храма это то, ради чего он был построен. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если в храме совершена хоть одна Божественная литургия, абсолютно оправдано его строительство. Мы не совершаем Божественные литургии, потому что, конечно, у священников, которые окормляют отдаленные уголки нашего отечества, как правило, не один не два, даже иногда и не десять храмов, в которых их ждут, и Божественные литургии отслужить везде невозможно. А во многие храмы даже и нет возможности добраться, это связано с весной и прочее-прочее. Но так или иначе, местным жителям очень важно напомнить, если они не воцерковлены, а если воцерковлены, то помочь им организоваться и на Пасху собраться именно в храме. Для этого храм и строился, чтобы собирать верных, для того, чтобы едиными устами прославлять Троицу, для того, чтобы весть о самом важном событии человеческой жизни, человеческой истории, истории всего мира, Воскресении Христовом звучала бы громогласно, полноценно именно в храме. Поэтому именно для таких людей, может быть, не очень еще воцерковленных, создан наш проект.

Алла Митрофанова:

— Отец Алексей, если позволите, вопрос, может быть, не совсем удобный. А кто те люди, которые приходят в храмы без регулярных богослужений на пасхальную службу, и сколько их вообще?

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Каждый человек, кто живет в том или ином населенном пункте, понимает, что храм это все-таки храм. Иногда бывало в советские годы, что храм использовался как клуб, как склад, и традиция отношения к храму как к святыне утеряна. В частности в тех местах, где мы проводили работы по возрождению храмов на русском Севере, в Архангельской, Вологодской области, это более чем 160 храмов и часовен, там люди вспомнили о том, что это святыня, вспомнили даже за счет того, что люди, которые приезжают в свой отпуск на свои деньги, чтобы тяжело трудясь восстанавливать их святыню. Раз люди так трудятся, раз ради этого чем-то своим жертвуют, значит, это, действительно, стоит уважения и почитания. Это с одной стороны. В других местах, если осталась древняя часовенка или храм, то люди тоже понимают, что это святыня. Единственно, утрачено понимание, что она создана для того, чтобы людей объединять. Традиция на Рождество, на Пасху, ну да — Пасха, может быть, кто-то посмотрит передачу по телевизору, а потом все друг друга поприветствуют: Христос Воскресе. Но чтобы собраться вместе, помолиться вместе, эта традиция как раз была утрачена. И люди, которые приходят, приходят интуитивно, заходят по одному, например, на Пасху в тот или иной храм или часовню, как могут, помолятся, или свечку поставят. И это все. Для того чтобы им напомнить и дать какие-то азы богословия, красоты православного богослужения, для этого мы и создали этот проект. Люди, которые — отвечаю на ваш вопрос — приходят в эти полуразрушенные храмы, это с одной стороны, местные жители, а с другой стороны, это могут быть люди, которые уехали уже давно в города, но на этот праздник приезжают в свою родную деревню или село для того, чтобы совершить это событие, а богослужение это настоящее событие. А, может быть, это те люди, которые проезжают в своей машине постоянно мимо храма, который стоит в нескольких сотнях метров от дороги, разрушенного, в котором, понятно, что никто не молится. Они заезжают в этот храм на Светлой седмице, потому что знают, что хорошо было бы в этом храме помолиться хоть на Пасху, ради всех тех поколений, которые этот храм строили, которые ходили, крестились, жили и сейчас надеются на его возрождение. Заходят в этот храм, молятся и тем самым изменяют и свою жизнь, потому что когда человек что-то делает для Бога, Бог не бывает в долгу. И Пасха становится немножко по-другому украшена. На Пасху, понятно, что хочется и важно, посетить друзей, помочь нуждающимся, как это святейший патриарх посещает детские дома, больницы и так далее. Но среди нуждающихся есть еще и храмы, которые требуют нашего внимания, заботы о них.

Константин Мацан:

— А в чем содержание проекта «Пасха в каждом храме», что происходит, что вы делаете, что предлагаете?

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Для того чтобы помолиться в храме, нужно познакомиться с методичками, которые выложены на сайте, в частности obsheedelo.ru. Они рассказывают очень последовательно, что нужно делать, что будет происходить и прочее. И если разрешите, я немножечко вам процитирую. Если есть возможность, накануне Пасхи можно прийти в храм и прибраться, посмотреть, есть ли подсвечники, куда поставить свечки, посмотреть маршрут, по которому пройдет Крестный ход. Можно ознакомиться с последованием Крестного хода, выучить мелодию пасхальных песнопений, это тоже на сайте obsheedelo.ru. Если нет возможности распечатать тексты молитв, то можно заранее скачать их на телефон, потому что иногда бывает так, что в тех местах, где эти храмы находятся, связи нет. Подготовить нужно икону Воскресения Христова. Может быть, если кто-то другой будет принимать участие, крест, иконочку святого или праздника, в честь которого освящен храм, для того, чтобы можно было вместе с этими святынями пройти в Крестном ходе. Подготовить свечи для тех, кто придет на это богослужение. Нужно обязательно связаться с благочинным или с ближайшим священником для того, чтобы получить их благословение на проведение такого богослужения, потому что в церкви все делается четко по благословению, тем более богослужение в храмах. О нашем проекте знают без исключения все миссионерские подразделения всех епархий, поэтому если нужно, можно связаться также и с миссионерским отделом. Но, как правило, в целом очень положительно отвечают на подобные инициативы священники, благочинные. Потому что чисто физически нет возможности на Светлой Седмице доехать до храма, до которого двести километров, да еще просто невозможно иногда и проехать. Нужно рассказать, что вы планируете помолиться в храме, попросить его разрешения и благословения. Как правило, все контакты священников есть на сайте епархии, это несложно найти. Можно сообщить друзьям и, по возможности, оповестить местных жителей о своем намерении помолиться на Пасху. Для этого, в том числе, можно разместить информацию на страничке в своих соцсетях, на страничках в соцсетях ближайших местных поселений. Если нет возможности помолиться в ночь или утром на Пасху, то можно сделать это в любой день на Светлой седмице. Для того чтобы объединить тех людей, которые хотят помолиться, можно позвонить по телефону и рассказать о своем намерении, телефон 8-967-08-33-729, или написать на почту храма hram@obsheedelo.ru, рассказать о намерении своем помолиться для того, чтобы мы могли ваши контакты передать всем тем, кто хотел бы помолиться вместе с вами. Таким образом, чтобы это было бы, насколько это возможно, наполненное богослужение.

Константин Мацан:

— Давайте еще раз телефон повторим на всякий случай.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— 8-967-08-33-729

Алла Митрофанова:

— А вы не закрывайте телефон, отец Алексей, мы тогда в ходе программы будем к нему обращаться и повторять. Кто-то не успел записать, как это часто бывает. В любом случае его можно найти на сайте obsheedelo.ru, верно?

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Да.

Алла Митрофанова:

— И в разделе контакты там, наверняка, этот номер есть. По сути, вы выступаете не только организаторами, но и координаторами.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Да.

Алла Митрофанова:

— К вам стекаются информационными ручейками самые разные звонки, к вам обращаются люди, которые хотели бы вот такой инициативой в своем заброшенном пока храме у себя в селе, в деревне или там, где дачный поселок или что-то еще помолиться. И вы смотрите: о, нам оттуда уже звонили и соединяете людей друг с другом.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Да. Более того, мы отмечаем на специальной карте этот храм, таким образом, сразу на карте становится понятным, а проводилось ли тут когда-нибудь богослужение и есть ли люди, которые хотят принять участие в богослужении. Карта достаточно наглядная, и уже порядка двухсот точек на карте есть тех храмов, в которых будут совершаться богослужения. Поэтому имеет смысл познакомиться и посмотреть, есть ли этот храм или нет. Вообще это очень важно молится вместе, потому что, как вы знаете, слова Христовы: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». И, конечно же, очень хочется поделиться пасхальной вестью, пасхальной радостью, потому что, как это не парадоксально, чем больше делишься, тем больше становится.

Константин Мацан:

— Протоиерей Алексей Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Мы говорим о проекте «Пасха в каждом храме», это проект, в рамках которого организация «Общее дело», которая как наши постоянные слушатели знают, занимается восстановлением и защитой православных храмов русского Севера. И вот отец Алексей родоначальник этого движения и весь Север объездил, перестроил, восстановил своими руками и с большим количеством единомышленников-добровольцев. И, кстати, на сайте общее дело об этом тоже вся информация есть. Если вы мечтаете попасть на русский Север, не просто так, а по делу, вам тоже сюда. Я, например, мечтаю однажды это сделать. Мы сейчас говорим о проекте «Пасха в каждом храме», то есть даже если есть храм отдаленный, в котором нет постоянного священника, люди-миряне сами могут собраться и помолиться. И я думаю, что у того, у кого есть такое желание, может неизбежно возникнуть вопрос. Как-то без священника как мы будем сами? Мы ж привыкли, что священник совершает службу, а мы стоим и участвуем. Для кого-то это может быть психологический барьер, а кто-то подумаем, в церкви так можно или нельзя, можно ли без священника в храме молиться. Расскажите, какая здесь практика существует и почему это нормально?

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Безусловно, можно молиться в храме без священника, потому что чисто физически священников очень мало. Епископ Каргопольский и Плесецкий говорит, что медведей гораздо больше у нас, чем священнослужителей, чисто даже по статистике. Например, Каргопольская епархия. Храм в Каргополе, храм в Плесецке, еще несколько храмов, храм в Онеге. Например, на Троицкий собор в городе Онега приходится порядка еще, наверное, тридцати, а может быть, и больше полуразрушенных храмов. И как в буквальном смысле слова два священника, которые служат в городе Онега, могут эти храмы охватить. Тем более что необходима молитва самим жителям в городе Онеге. То есть чисто физически увидеть священника небольшим деревням просто нет возможности. В рамках нашего проекта после того, как проводим работы, в них обязательно принимают участие местные жители по зову сердца и потому что невозможно, когда кто-то работает, просто дома сидеть и ничего не делать. Из этих людей мы потом формируем тех, кто еженедельно собирается в своем храме, в самом простом варианте читают канон, а например, в воскресенье Воскресению Христову и акафист того святого, в честь кого освящен храм, или в честь того праздника, в честь которого освящен храм. Когда бывают какие-то праздники, то они приезжают в соседние храмы, они всегда на престольные праздники стараются пригласить местного священника. И деревня, как это и было раньше на Руси, на день деревни, а это как раз и есть престольный праздник храма, они друг к другу съезжаются. Когда приезжал святейший патриарх Кирилл для того, чтобы посетить одну из наших экспедиций, он несколько посетил храмов, люди съехались со всех этих маленьких оставленных храмов, храмы не маленькие, но маленьких населенных пунктов, для того чтобы поприветствовать патриарха. Я со стороны наблюдал, насколько это радостное было, простое человеческое общение. В этом смысле людям очень важно, чтобы была молитва, и на Пасху очень важно помолиться. В прошлом году Синодальный миссионерский отдел по благословению митрополита Иоанна Белгородского также принял участие в этом проекте, и миссионеры приезжали, священнослужители-миссионеры совершали богослужения. Конечно, это здорово, когда есть священник, он как ледокол, как предстоятель, священник как вдохновитель, организатор. Но если нет священника, как быть? Именно в этом формате и разработан наш проект, чтобы рассказать, как на Пасху в храме можно помолиться.

Алла Митрофанова:

— Есть парадоксальный пример, иллюстрация, как еще давно, году, наверное, в 2010, бывала я во Вьетнаме, есть там город русских нефтяников, Вунгтау называется. Я там познакомилась с невероятными людьми. Это были православные христиане русские, которые в командировке длительной многолетней там во Вьетнаме и которые в этом городе русских нефтяников организовали, притом, что во Вьетнаме это крайней непросто, организовали, официально зарегистрировав, свою православную общину. Специально снимают квартиру, в которой домовый храм. Естественно там нет священника, вообще, чтобы туда впустили священника на территорию Вьетнама, во всяком случае, тогда так было, нужно было кучу разных дипломатических...

Константин Мацан:

— Усилий.

Алла Митрофанова:

— Кабинетов, да, открыть, туда войти и так далее. Короче говоря, путем переговоров удалось прийти к тому, что дважды в год священник из соседнего Тайланда будет приезжать во Вьетнам в этот город Вунгтау и там служить, все остальное время это было что-то невероятное. Была там рождественским постом. Каждый день прихожане вечером собираются на общую молитву. И это не вечернее правило прочитать, это то самое последование вечернего богослужения, которое есть для мирян, оно идет полтора часа, два часа. И собираются люди все вместе каждый день и молятся и читают. Я говорю: Господи, как же вы здесь без причастия? Они говорят: так вот к нам батюшка два раза в год приезжает, и мы все причащаемся. Ну а так дальше просто молимся, чтобы как-то Господь помог и поддержал. И вот это их ощущение, что мы крайние, мы не можем не прийти. Мы-то в России, особенно в больших городах, избалованные количеством храмов на единицу площади, зачастую можем себе позволить прогулять богослужение. А там нет, если ты не придешь, там некому будет помолиться. Меня это потрясло. Насколько понимаю, ситуация в храмах русского Севера несколько иная. Те люди, которые во Вьетнаме, я рассказываю, это люди с какой-то невероятно глубоко осознанной верой, степень сознательности того, что значит быть христианином, у них на высоте. У нас в русских деревнях, наверное, бывает, по всякому по разному. Но на Пасху очень многие, как вы отец Алексей сказали, зачастую даже интуитивно, как-то инстинктивно откликаются и идут в храм, понимая, что стоит храм и нельзя, чтобы там не было службы, давайте придем. Это невероятно тоже, после всего того, что было в нашей истории.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Например, Мария Египетская, память которой мы празднуем на этой неделе, во мгновение ока преобразилась, изменилась. Преобразилась она через покаяние, а потом через верность своему выбранному пути в течение долгих десятилетий, которые она провела в пустыне. Люди, которые начинают ходить в храм, конечно, на Пасху едет в какие-то центры, где совершаются богослужения. А потом они возвращаются, и надо что-то для своих местных сделать. И вот в первую очередь, проект и для воцерковленных людей, чтобы они свою воцерковленность могли бы как-то передать, рассказать для всех тех, кто просто физически не смог уехать, бабушек, дедушек, детей, которые остались, не выехали. Поэтому это еще и наша миссионерская ответственность мирян, об этом мало говорят, но слова, которые Христос сказал, которые читаются каждый раз, когда нас крестят. «Идите научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедовал вам, Я с вами во все дни до скончания века». Эти слова являются призывом к каждому мирянину. В этом смысле участие в таком формате, это самое главное свидетельствование о Воскресении Христовом, на Пасху помолиться в оставленном полуразрушенном храме. Может быть, как-то сконсолидировать, собрать людей. Я начал с Марии Египетской, потому что жизнь у разных людей разная. Когда человек воцерковляется, мы все прекрасно знаем, как резко кардинально меняется его жизнь, как Мария Египетская, уклоняясь от зла, человек начинает творить благо, становится организованным, подтянутым и прочее. И это касается с одной стороны каких-то грешников, с другой стороны и праведников. Праведников в наших деревнях полным-преполно. Может быть, они были когда-то коммунистами, может быть, они работали на светлое будущее, но когда это все ушло, праведность в них, Богом заложенная, все равно осталась. Многие эти люди, искренние когда-то, может быть, последователи партии, когда-то, может быть, еще сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной и прочее, они сейчас понимают, что без церкви, без веры невозможно никакое будущее. Только лишь если люди русские будут объединяться вокруг веры, вокруг церкви, только в этом случае возможно вообще продолжение какой бы то ни было жизни. Мы понимаем, что невозможно, чтобы был вакуум в душах людей. Если мы не наполняем чем-то созидательным этот вакуум, то его наполнят какие-нибудь языческие гуляния, пятое-десятое, совсем не то, что относится к Пасхе. Найдутся те способы, которые наполнят это важнейшее событие в течение года, из-за которого каждое воскресенье называется воскресеньем. Есть, конечно, некоторая опасность, что люди скажут, можно молиться в храме без священника, зачем тогда вообще священники нужны. Я думаю, что она, скорее, выдуманная, во-первых, все делается по благословению, все это делается разработанными специальными материалами. И это Церковь все организовывает, не кто-то другой, не какие-то затворники спрятанные, это церковный проект, который помогает людям вернуться к церкви. И что очень важно, людям не очень еще церковным вновь обрести ту радость и тот смысл, которые дает храм, построенный столетия назад.

Алла Митрофанова:

— Мне кажется, вопрос, зачем тогда нужны священники, мало-мальски если разобраться, не особо остро стоит. Священник совершает таинство. Мы же собираемся в первую очередь для евхаристии. Любая служба, так или иначе, подготовка к евхаристии, к причастию. Да, мирянин может покрестить другого мирянина в ситуации экстремальной, когда у него на руках умирает человек и говорит, что я не крещен. Тогда, да, там есть какие-то специальные экстраординарные обстоятельства, и есть какие-то специальные правила на этот счет, в виде исключения. Пожалуй, и все. Все остальное без священника невозможно же? Поэтому не знаю, мне кажется все равно, по той общине, которую видела в Вунгтау. Какой для них праздник, когда приезжает священник! Такое счастье! Люди, которые по полгода живут без причастия. Притом, что оно для них, как для любых нормальных христиан необходим, как воздух.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— В это связи, конечно, очень мало священников, в принципе у нас мало священников и если кто-то может стать священником, если нет каких-то канонических препятствий для того, чтобы стать священником, то более востребованного служения на русской земле нет. Я, например, когда заканчивал институт, заканчивал его с отличием, и у меня было две дороги, либо идти в аспирантуру, так как брали без экзаменов как человека с красным дипломом, либо идти в семинарию. Я любил науку.

Алла Митрофанова:

— А какой институт, простите за любопытство?

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Я закончил Воронежский агроуниверситет, два факультета — ветеринарный и экономический.

Алла Митрофанова:

— Потрясающе.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— И в институте незаразных болезней животных директор института Всероссийского, брал меня к себе в качестве аспиранта. Я посетил несколько научных конференций. Мне самому хотелось быть ученым, мне хотелось трудиться, открывать, совершенствовать, быть полезным. Но к вопросу о семинарии, я понял, что я могу быть одним из ученых, но если я стану священником, то я множеству ученых смогу помочь. Потому что священники как катализаторы, нет процессов, никаких не происходит, человек общается со священником, и начинаются созидательные процессы, человек меняется, получает силу, в том числе через священника, который помогает ему установить взаимоотношения с Богом. Через священника он получает силы, ответы и, в этом смысле, каждый из этих ученых может быть гораздо эффективнее за счет того, что пообщается со священнослужителем. Это была одна причин, почему я все-таки пошел в семинарию после окончания университета, а не стал в дальнейшем заниматься наукой. Нет ничего важнее, чем священнослужитель. Священники это те люди, которые решают такие вопросы, которые нельзя решить. У человека когда горе, он не знает, как из него выбраться, оно поглощает его всего. Человек пообщался со священником и нашел путь. Ему нельзя было помочь ни деньгами, ни чем-то другим, никаким способом, и в этом смысле священников чрезвычайно мало, и если бы их было в сто раз больше, все равно хватило бы работы каждому священнику. Вот был замечательный батюшка отец Дмитрий Смирнов, есть замечательный отец Артемий Владимиров, есть замечательные священники. Но коэффициент их полезного действия не может быть больше, чем ну просто возможности человеческие.

Константин Мацан:

— Чем позволяет их здоровье.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Чем позволяет их здоровье, чем какие-то человеческие возможности. Отец Дмитрий, не было ни одного человека на русской земле, который бы его не знал, либо горячо ненавидел, либо горячо любил. Все про него знали так или иначе, но ограничено просто возможностями человеческой личности. Если таких батюшек было бы больше, как отец Дмитрий Смирнов, как другие замечательные батюшки, у нас жизнь была бы другой, она была бы более одухотворенной, она была бы более счастливой, наполненной, целесообразной, была бы другая жизнь просто чисто физически. Батюшек мало, поэтому они не могут так много воздействовать. Кстати, к вопросу о нынешнем состоянии... У меня сейчас есть замечательная идея, что если человек в наши дни непростые теряет работу, такое возможно, то что он должен делать? Он должен каждый день приходить на литургию. И пока работа не найдена, начинать день с литургии. Это как работа. У меня в моей жизни есть такой пример. Алексей Евгеньевич Рымов, сейчас катехизатор нашего храма, режиссер, сценарист.

Алла Митрофанова:

— Продюсер, кстати, музыкальный.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Да. Мы с ним познакомились восемнадцать лет назад, когда он каждый день стоял на литургии. Я ему как-то говорю: Алеш, а ты что каждый день-то приходишь. Да вот, говорит, работы нет, вот я и прихожу. Я ему говорю: раз каждый день приходишь, давай помогай в алтаре, все равно ты здесь, хоть пользу будешь приносить, не только молиться. Он стал помогать в алтаре, и потом с работой у него стало не просто хорошо, а очень хорошо. Такие выдающиеся наши актеры, как Алексей Петренко, Евгений Ливанов работали под его началом, и как-то мы с ним находимся в Сербии высоко в горах идем к какому-то монастырю, телефонный звонок, он берет трубку, и голос крокодила Гены или Шерлока Холмса говорит: Алексей Евгеньевич, разрешите с вами на следующей неделе встретиться или еще как-то. Такой прекрасный певец.

Алла Митрофанова:

— Василий Ливанов.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Простите, Василий Ливанов. Николай Расторгуев пел песни на стихи, которые сочинил Алексей и так далее. Я не буду просто про его жизнь говорить, но Господь его и ныне не оставляет, все в жизни устроил, поставил, наладил. Это замечательно. Как-то мы разговаривали с отцом Мелхиседеком (Артюхиным), наместником Оптинского подворья в Москве, подворья Оптиной пустыни. Мне предстояло освящать храм, и я говорю: отец Мелхиседек иногда не знаю, что делать. Он говорит: не знаешь что делать, служи литургию, тогда самое главное дело, которое ты можешь сделать в течение дня, ты уже совершишь. Такой вот ответ. Если человек начинает ставить во главу угла, во главу всего Бога, то, как блаженный Августин говорит, все становится на свои места. В наши дни, что бы ни случилось, потерял работу или еще что-то, полтора часа утром проведи на богослужении. И в любом случае это будет не провальный день. Это будет день, в который ты увидишь много радости, много чего хорошего успеешь сделать. И Господь умудрит, как найти работу или как поменять что-то, чтобы продолжилась та работа, на которой ты был.

Константин Мацан:

— Вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» протоиерей Алексей Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве. В студии Алла Митрофанова и я, Константин Мацан. Мы скоро вернемся, не переключайтесь.

Алла Митрофанова:

— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Константин Мацан, я Алла Митрофанова. И с радостью напоминаю, что в нашей студии протоиерей Алексей Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, руководитель движения «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Мы сегодня говорим об одном из проектов «Общего дела», который связан с богослужениями в заброшенных храмах, надеюсь, временно заброшенных. Удаленные деревни от больших городов, какие-то места, где совсем немного жителей осталось и где храмы некому восстанавливать, не на что восстанавливать и вместе с тем храм есть, и конечно, когда Пасха, главное событие года, главное торжество, собственно, то, ради чего мы и живем, чтобы сопережить со Христом Его Воскресение. Конечно, очень радостно, когда и в эти храмы приходят люди для того, чтобы вместе пропеть «Христос воскресе из мертвых». Знаете, отец Алексей, приближается Лазарева суббота и невольная ассоциация возникает. Лазарь четверодневный, то есть человек умерший, пролежавший во гробе, воззывается Христом опять из смерти в жизнь. С этими храмами, по-моему, соотносится это Евангелие, хотя могу ошибаться. Но мне кажется, что точно также. Хотя они не в небытие уходят, храмы остаются храмами, особыми сакральными местами, даже если там не идет служба.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Даже если служба не идет, конечно, ангел, который дается каждому храму при его освящении, присутствует на этом месте, в любом случае это святыня. Даже если она осквернена, даже если там какие-то надписи похабные, если там мусор в храме и так далее, храм все равно всегда остается храмом. В отношении Лазаря, а мы знаем, что он потом был епископом, святителем, Христос совершает чудо накануне своего входа в Иерусалим. Мы знаем, Христос для того чтобы своих учеников укрепить в вере, совершил несколько событий воскрешения людей, которые в принципе никто никогда не совершал до Христа. Он воскресил сына Наинской вдовы, он воскресил двенадцатилетнюю дочку Иаира, и перед входом в Иерусалим он воскрешает человека, который уже четыре дня в теплой обстановке разлагался. Когда была жара в Москве лет пять-шесть назад, то те ощущения, которые обычно мы испытываем, когда, например, берем постельное белье в шкафу, запускаем туда руки и там прохлада. А когда была жара, задымление в Москве, были пожары, торфяники горели, то это было странное чувство, там была такая же жара, так же тепло, как и вокруг, все прогрелось, и холода не было. И вот такое состояние там, на Святой земле постоянно. Тело человеческое не может не разлагаться, если находится во гробе. И Господь воскрешает этого умершего, смердящего, о чем уже все свидетельствовали, человека, и Лазарь выходит. И это такое чудо, Он не просто воскресил мертвого, а воскресил уже разложившееся тело, вернулась душа. Это событие, конечно, ставит точку, фарисеи уже не могут терпеть, они видят с одной стороны, что это Бог. Потому что невозможно творить такие чудеса, если ты не Бог, или не пророк, или ты не Божий человек. С другой стороны, они видят, насколько уменьшается их влияние, насколько скудеют их почитатели и прочее. Как раз после этого они решаются убить Христа, чтобы не было больше последователей, убить и Лазаря. Вы правильно отметили, что эти храмы — это храмы, которые были как мертвые, они не были мертвые, но они были как мертвые. И вот сейчас от нас зависит потрудиться и совершить определенный подвиг для того, чтобы эти храмы восстановить. Если не отреставрировать их, то хотя бы остановить процесс их разрушения. Об этом очень много говорит святейший патриарх Кирилл, что это те ориентиры, те ценности, которые если мы потеряем, не на что будет уже опереться. Если представить себе русский Север, это леса, где-то реки, озера и храмы. Если потеряются, например, наши деревянные храмы, в которые мы отправляемся ежегодно, каждое лето для того, чтобы остановить процесс их разрушения, то перестанет существовать кусочек русской земли. Будут леса, поля, реки, горы, а вот храма, который там, например, с 1655 года не будет. Мы понимаем, что рано или поздно эти уголки земли будут населены. Мы видим, какие события сейчас происходят, и никто не предугадает, что будет на следующий год или через несколько лет, но представьте себе, поселиться человеку, где леса, озера, поля и нет храма или поселиться в том месте, где настоящий храм высотою сорок метров 1655 года, просто про конкретный храм говорю. Это же какая радость, ты уже не новое осваиваешь, ты возвращаешься на землю своих отцов и дедов, и ты смотришь на этот храм и понимаешь, что сейчас никто бы такой храм не дерзнул строить. Сорок метров бревен, сорок метров материала достаточно хрупкого. Чтобы такой храм строить четыреста лет назад, нужно было, с одной стороны, колоссальнейшая любовь к Богу, а с другой стороны удивительное трудолюбие и мастерство. Его построили, он еще четыреста лет простоял, последние восемьдесят-девяносто лет вообще о нем никто никак не заботился, и он все равно дошел до наших дней. Поэтому когда мы видим тот или иной храм, от нас зависит совершить самый небольшой, может быть, но настоящий подвиг. Взять подвиг подвинуться, доехать до этого храма на Светлой седмице, взять с собой своих детей, может быть, кто-то из местных жителей откликнется, и в этом храме помолиться на Пасху. И это будет такая радость для всех тех людей, которые в нем когда-то молились, которые его строили, что вновь возвращается жизнь, вновь слышны молитвы. И это будет радость и для тех, кто в этот храм приедет. Я вас уверяю, что после того, как вы прочитаете определенное чинопоследование, а перед этим пройдете с Крестным ходом, вы потом с таким удовольствием будете пить чай из термоса.

Алла Митрофанова:

— Да, да.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— И такие радостные будут, настоящие радостные приветствия «Христос Воскресе», когда вы будете яички кушать. Потому что это, действительно, воскрешение надежды. Люди, которые его сохраняли, строили, — надеялись, и вот приходит, пусть даже еще очень робкое, самое первое, но воскрешение их надежды. Возвращаются богослужения, возвращаются верующие и есть возможность, даже если вы приехали, увидели, условно говоря, мусор, подмести десять-пятнадцать минут вместе с детьми, но это уже будет шажочек с возрождению этого храма, даже если это будет десять-пятнадцать минут работы. И замечательный пример и для детей, в том числе.

Константин Мацан:

— Вы такую интересную вещь произнесли, что прийти помолиться в храм, которому не дали погибнуть, просто помолиться на Пасху, это доставить радость всем тем, кто в нем раньше молился. Мне почему-то вспоминается, похожая мысль была у английского писателя Гилберта Кита Честертона, он говорил, что я принадлежу к традиции христианской, многовековой и поэтому я демократ, демократия это когда всем дают слово. И вот традиция дает слово тем, кого обычно не слушают — нашим предкам. Тем, кого обычно загоняют под спуд и кому слово не дают — нашим предкам. Вот мы им тоже дадим слово в этой традиции. Это очень близко к тому, о чем вы говорите, всем тем, кто веками в этом храме молился, не дать этой нити, связующей время, распасться.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Есть ощущение, когда ты служишь первую литургию в этих храмах, что с тобой стоят все эти репрессированные священники, все эти люди, что они как-то невидимо принимают участие в богослужении. И конечно, это для тебя тоже очень важно, ты становишься связующим звеном, ты становишься в один ряд с теми русскими людьми, которые все это строили, сохраняли, за счет того, что ты разделяешь их ценности. И не только разделяешь, но еще и какой-то труд, какую-то жертву в это вкладываешь. Для того чтобы стать русским, недостаточно прочитать Александра Сергеевича, для этого нужно помолиться и что-то сделать.

Алла Митрофанова:

— Для этого нужно еще понять Александра Сергеевича. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» — вот она самая.

Константин Мацан:

— Тут в Алле Сергеевне заговорил преподаватель литературы МГИМО.

Алла Митрофанова:

— Простите, все, я его заткнула, он молчит.

Константин Мацан:

— Нет, почему, мы всегда ждем этого момента, когда в тебе заговорит преподаватель литературы МГИМО.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Хотел бы отметить, что наш проект, это не только проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Это проект миссионерской комиссии при епархиальном совете города Москвы. Огромная значительная роль в нем отца Игоря Фомина и Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви. То есть мы просто маленькая капелька большого дела.

Константин Мацан:

— Протоиерей Алексей Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, создатель и руководитель проекта по возрождению деревянных храмов Севера «Общее дело» сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».

Алла Митрофанова:

— Не прибедняйтесь, отец Алексей, на счет того, что вы маленькая капелька, не знаю. Мне кажется, для людей, которые с вами путешествуют, совершают эти дела, связанные с консервацией храмов, а где возможно и с реставрацией даже, для многих из них, мы знаем это из разговоров и с вами и теми людьми, они сами об этом свидетельствуют, становится своеобразным переворотом. У кого-то меняются обстоятельства жизни, у кого-то внешне ничего особо не меняется, но знаете, могу засвидетельствовать на личном опыте. В прошлом году нам с супругом выпало такое счастье, мы оказались на первой литургии в только что восстановленном храме 18-го века, в деревне рядом с городом Доброградом. Первая литургии с 1938 года, когда там расстреляли последнего священника. Понимаете, все эти события? Храм восстановлен изумительно. Люди вложили туда столько любви, столько знаний, умений, средств своих, восстановили, слава Богу. Мы с супругом палец о палец не ударили, чтобы что-то для этого храма сделать, потому что мы не знали о его существовании даже, мы там оказались по факту: о, проходят люди мимо, ну, заходите тоже на пир — вот так. Работники одиннадцатого часа это даже не про нас, случайные прохожие. Какое это ликование, какая это радость, которая выплескивается из берегов, когда ты чувствуешь, что этот храм становится космосом и вселенной. И вместе с тобой в этом храме все те, тот батюшка, которого расстреляли, это без слез смотреть невозможно. Памятная доска, посвященная ему, последнему священнику, расстрелянному в этом месте в 38-м году, после чего храм оказался заброшенным. И ты понимаешь, как ликует он. Это невозможно объяснить. Может быть, я экзальтированная гражданка, простите, но это ликование людей, у которых душа болела об этом месте, так же ощутимо, как пение хора в этом храме. Не знаю, может быть, это все мое больное воображение, но почему-то кажется, что не совсем.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— Я думаю, что это правда. Тут нет вопросов, придумка это или не придумка, это однозначное воскрешение, как Лазарь воскрес, также и любая молитва в некогда заброшенном храме это возрождение, это воскрешение — это факт. Я хотел сказать о том, что меня очень беспокоит, о чем я не могу не говорить, потому что очень переживаю за наш проект. На будущий год, на это лето в нашем проекте запланировано 26 храмов и часовен, в которых мы будем трудиться, и четырнадцать из них впервые, где-то мы продолжим работы. Сейчас, конечно, подорожали строительные материалы значительно.

Алла Митрофанова:

— О, да.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— И я не очень переживаю за то, поедут ли люди, я знаю, что поедут. Потому что как бы ни было тяжело, что бы ни происходило, а святыни надо сохранять, если мы их сохраняем, значит, все будет хорошо. Они разрушаются и нельзя отложить, что мы, может быть, через три года приедем. Нет, этого сделать нельзя, надо ехать и сохранять прямо сейчас. У нас в первую очередь противоаварийные работы, так чтобы перестали разрушаться храмы. Я переживаю за сбор денег на строительные материалы. Вот с этим сейчас сложнее стало. Раньше как-то быстрее, проще наполнялись. У нас на сайте obsheedelo.ru рассказывается, какие экспедиции и сколько денег надо на материалы. Мы их соответственно закупаем до начала работ, привозим до начала работ, с тем, чтобы, когда приезжает экспедиция, уже все было бы подготовлено. Не могу не поделиться именно по поводу строительных материалов. Поэтому хочу попросить вас помолиться, как святитель Николай Сербский говорил: можешь помочь человеку — помоги, не можешь помочь — помолись за него, не умеешь молиться — подумай о человеке хорошо, потому что добрые мысли уже оружие. С тем чтобы и в этом году запланированные пятьдесят экспедиций отработали, как следует, чтобы было из чего эти противоаварийные работы проводить.

Алла Митрофанова:

— Отец Алексей, а если нас слушают люди, которые не только помолиться хотят, но и поддержать, как им это сделать?

Протоиерей Алексей Яковлев:

— obsheedelo.ru это самое простой способ, там все четко расписано, со всеми сметами, все-все. Один из храмов, в котором мы будем работать, храм великомученицы Екатерины в деревне Усть-Нерманка. Эта деревня находится на далекой некогда реке Мезень, сейчас сделали дорогу до реки Мезень, и туда уже можно приехать. Храм великомученицы Екатерины один на все эти северные просторы в честь великомученицы. У меня такая идея появилась, если, например, Екатерины возьмут и подумают о том, что давайте поможем нашему храму. Можно зайти на сайт obsheedelo.ru, посмотреть на этот храм, посмотреть, что там нужно сделать. Если не отправиться в экспедицию, то хотя бы, может быть, триста рублей положить. Потом написать своим Катям знакомым: Кати, давайте поддержим, стройматериалы закупим для храма, я там уже свою лепту внесла. А следующая Катя сделает подобным образом. И тогда, действительно, храм великомученицы Екатерины преобразится, потому что пройдут работы серьезные, он останется. Потому что если этого не сделать, мы первоочередные, самые первоочередные работы проводили там, наверное, десять-одиннадцать лет назад, уже пришло время, когда нужно делать следующий шаг. То, что было сделано одиннадцать лет назад, это же не реставрация была, это именно консервационные работы были, нужно сделать следующий шаг для того, чтобы храм остался еще на ближайшие пятьдесят-шестьдесят лет, деревянный храм в честь великомученицы Екатерины. Может быть, получится. Если получится, слава Тебе, Господи, еще один храм на русском Севере будет спасен, сохранен и будет радовать наших детей.

Константин Мацан:

— Дай-то Бог. Спасибо огромное. Мы говорили о проекте «Пасха в каждом храме». Я напомню, это проект, который направлен на то, чтобы помочь организоваться людям в разных уголках, где есть храмы, но нет священника, нет регулярных служб, собраться на Пасху всем вместе в том или и ном храме, помолиться всем вместе. Подробная методичка, как это делать, есть на сайте obsheedelo.ru. И мы еще раз скажем телефон 8-967-083-37-29. Это телефон, по которому можно звонить, обращаться, всю информацию об этом проекте узнавать и в принципе знакомиться с делами проекта «Общее дело». У нас сегодня в гостях был руководитель, создатель этого проекта протоиерей Алексей Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве. У микрофонов была моя коллега Алла Митрофанова и я, Константин Мацан. До свидания. До новых встреч на волнах радио «Вера».

Алла Митрофанова:

— До свидания.

Протоиерей Алексей Яковлев:

— До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем