Апостол Павел ставит в особенно тяжкий упрек язычникам, что они не только грешат, «но и делающих [грех] одобряют». (Рим.1:32)». На первый взгляд это кажется странным — ну, одобрить дурное дело это же не значит его совершить, это значит просто ляпнуть очередную глупость в интернете. Однако Апостол говорит, что одобрять грех более тяжкое дело, чем его совершать.
Человек может поступить плохо под давлением внешних и внутренних обстоятельств — это все равно не хорошо, но это грех совершенный под давлением. Разные у людей бывают прискорбнейшие расстройства — я, например, знал человека, который бегал по проституткам и не мог перестать, хотя ему это было в стыд, а не в радость. Больная страсть — это реально тяжелая вещь, человек не решает каждый раз, например, «выпить мне сегодня или нет?», он испытывает мучительную тягу, которая заставляет его униженно выпрашивать по десять рублей у прохожих. При том, что и пьянство, и разврат — тяжкие грехи, человек может впадать в них потому, что он слаб перед лицом болезненной, вышедшей из-под всякого контроля тяги. Он может сам не одобрять свои грехи, и тяготиться ими (бедный я человек! Кто избавит меня от сего!) — и быть не в состоянии их оставить.
Совсем другое дело — одобрять грех. Говорить бедному развратнику (и бедным проституткам, которых он покупает), что, в конце концов, экономика свободного общества держится на свободном обороте товаров и услуг, а взрослые люди могут распоряжаться своими телами и своими деньгами как считают нужным. Или говорить бедному пьянице, что все великие люди бухали, и вообще, никто не имеет права указывать взрослому человеку, как ему распоряжаться своей печенью. Одно дело, когда женщина делает аборт под давлением отца ребенка, родственников, врачей, добровольных и платных агитаторов за «право на выбор». Ее грех — это грех под давлением, часто невыносимым. Другое дело — грех всех тех, кто это давление оказывал.
Когда вы одобряете грех, вы делаете это не под невыносимым давлением внешних обстоятельств или больной страсти. Вы делаете это потому, что свободно и непринужденно решили отвергнуть правду Божию. Вы свободно избрали свою сторону в конфликте, и это — не Божья сторона.
Одобрительный отзыв о грехе — само по себе тяжкий грех. Если Вам дорого Ваше вечное спасение, избегайте его изо всех сил.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.