Моя бабушка в юности лишилась зрения и большую часть жизни прожила наощупь. Это не помешало ей делать дела любви.
Ради нас, внуков, она каждое лето готовила всевозможные варенья, соленья, компоты. Руками перебирала овощи, фрукты. Дважды перемывала в холодной воде банки, стерилизовала на пару. Она очень боялась сделать что-то некачественно, не так, из-за того, что не видит и поэтому была очень внимательна. И весь этот труд был только ради того, чтобы передать заветную баночку нам, детям. Чтоб зимой было, что покушать, ведь были непростые времена. И в простуду чем лечиться? Малиновым вареньем!
Почти все лето уходило у неё на это. И вот, однажды, когда она отнесла последнюю заготовку в погреб и плотно закрыла за собой дверь... послышался громкий треск разбившегося стекла.
Полки обвалились!
Знаете, что бы я сделала? Разревелась, да ещё и всыпала бы мужу за то, что плохо полки прибил. Всем бы досталось!
Бабушка перекрестилась и сказала:
— Слава Богу за все! Значит, так надо. — И спокойно пошла разгребать битое стекло.
Она вложила столько сил, любви в приготовление! И все рухнуло в один миг. Но внутренняя кротость и смирение не дали разбушеваться внутреннему пожару. И она вернулась в мирное состояние духа.
Я так не умею. А она смогла.
Помните слова молитвы Оптинских старцев?
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться Твоей святой воле... во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано тобой».
Не поверите, но именно этот случай помог мне пережить страшные потери в жизни. Потери близких, потеря любви — это неожиданно и всегда очень больно. Вероятно, таким же провалом и разбитым ВСЕМ, были для моей слабой и пожилой бабушки эти многотрудные банки. И именно её поведение, как пример помогло не потерять душевный мир и не сойти с ума мне.
Она научила благодарить Бога в самых различных ситуациях и... отпускать.
Я попробовала и это привело меня к лучшему: сейчас у меня замечательный муж и маленькая доченька.
Помните, как учил Иоанн Златоуст: «Случилось хорошее — благодари Бога, и хорошее останется. Случилось плохое — благодари Бога, и плохое прекратится». Слава Богу за все!
Автор: Яна Капаева
Все выпуски программы Частное мнение
Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская
Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано с Государем Павлом I. И императорский Дворец с уникальными коллекциями, и Павловский Собор — единственный в России, посвященный святому первоверховному Апостолу Павлу. Но есть в этом городе святыня, которая собирает в него сотни паломников. Это мощи Святой преподобномученицы Марии Гатчинской. О ее подвиге, о ее сокровенных молитвах, о ее жизни наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.