Еще во время обучения в семинарии я усвоил, что иконопись — вершина изобразительного искусства. Своей глубиной, внутренней наполненностью икона превосходит любую картину. В отличие от портрета икона передает не только внешние черты изображенного на ней святого, но и полноту его личности. Впрочем, истории известен случай, когда выполненная по всем правилам академической живописи картина стала почитаться как святой образ и была приравнена по значимости к иконе. Речь о прижизненном портрете преподобного Серафима Саровского. А именно — о том, что хранится теперь в Ново-Дивеевском женском монастыре близ Нью-Йорка в США. До наших дней сохранилось несколько прижизненных изображений святого, но именно Ново-Дивеевский образ уже больше века почитается как икона. Такое, так сказать, «перерождение» состоялось благодаря последнему российскому императору Николаю 2 и его семье. Самодержец и его семья молились перед портретом старца, как перед иконой в Дивеево в 1905 году, благодаря святого за рождение наследника — цесаревича Алексия.
Портрет представляет собой ростовое изображение святого. Преподобный запечатлен в последние годы своей жизни. Одет он в монашеском облачение, а препоясан белым полотенцем. Больше всего привлекает внимание мудрый взгляд святого, который удалось передать художнику. Портрет-икона преподобного Серафима имеет непростую историю. Во время разорения Дивеевской обители коммунистами, образ был увезен в Киев. Там он находился и в годы немецкой оккупации.
При отступлении немцев из Киева, портрет-икона был вывезен одним из сотрудников германской комендатуры в Берлин, где затем был передан протопресвитеру Адриану РымарЕнко, который тогда был настоятелем православного Воскресенского собора, расположенного рядом с проспектом Гогенцоллерндамм. В германской столице портрет святого Серафима стал фактически спасителем храма, в котором находился. В один из ночных авианалетов на Берлин советская бомба, пробив купол собора, упала в левый его придел рядом с портретом. От бомбы начался пожар, который, чудесным образом, не сильно повредил внутреннее убранство храма. Портрет же, находившийся в эпицентре пламени и вовсе не пострадал. Через несколько часов была найдена еще одна бомба. Она тлела на чердаке, но так не взорвалась. Ее удалось ликвидировать.
Несмотря на то, что впоследствии Берлин неоднократно бомбили и советская авиация, и самолеты союзников, ни один снаряд не упал на собор, оберегаемый молитвой святого Серафима. По окончании войны многие русские эмигранты, не захотели оставаться в новообразованной ГДР и уехали в Америку. Уехал и отец Адриан Рымаренко. Вместе с собой он увез образ святого Серафима. Портрет-икона стала святыней новообразованного женского монастыря — Ново-Дивеево — расположенного в 40 километрах от Нью-Йорка. В настоящее время портрет хранится в Успенском храме монастыря и является одной из главных его реликвий.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема