Недавно я задумалась о том, что значит быть по-настоящему хорошим человеком. Многие посторонние люди называют меня доброй, но ведь в реальности я редко веду себя в соответствии с этим величественным словом. Взять хотя бы недавнюю историю, о которой хочу вам рассказать.
Мы с коллегами решили прогуляться после работы. У нас своя компания, есть общие шутки и темы для разговоров. Однако в тот момент, когда мы обсуждали время и место встречи, нашу беседу услышала девушка (назовем ее Ульяна), которая также работает у нас в организации. Ульяна попросилась пойти с нами. Мы замялись, не зная, как поступить. Дело в том, что эта девушка не была нашей подругой, поэтому перспектива провести вместе вечер смущала. И всё же, вежливость победила. Нехотя, мы согласились.
Признаюсь честно, на протяжении нашей встречи присутствие Ульяны меня раздражало. Мы с коллегами не могли свободно шутить, так как девушка всё время обижалась. К тому же во время прогулки она натерла ногу, и ради нее нам пришлось большую часть времени сидеть на скамейках вместо того, чтобы гулять там, где нам хотелось. Я вела с собой внутренний диалог, стараясь убедить саму себя, что мои чувства не делают мне чести. Разве я не могу потерпеть крошечное неудобство ради человека, которому сейчас дискомфортнее, чем мне? Разве во мне совсем нет доброты?
Печальная правда заключается в том, что доброты в моем сердце действительно не было. Я сидела на лавочке ради Ульяны, вежливо беседовала с ней, но отдавала себе отчёт, что моё поведение продиктовано лишь нормами приличия. Всё моё существо вопило о том, что я прекрасно обошлась бы этим вечером без Ульяны.
Когда наша прогулка подошла к концу и нам предстояло разойтись в разные стороны, я сделала вид, что иду совсем в другое место только бы не возвращаться домой вместе с Ульяной, которая живёт в моем районе. Сердцем я понимала, что ей с её натертой до крови ногой не помешала бы некоторая помощь. Например, я могла бы забежать в ближайшую аптеку и купить пластырь. Но умом я предпочла поверить Ульяниным словам, что она доберется прекрасно доберется сама. А в тот момент, когда девушка, хромая, в одиночестве направилась к метро, я вдруг задумалась, сколько раз посторонние люди предлагали помощь мне самой, сколько раз меня так же вежливо приглашали в компанию, хотя я была малознакомым человеком и — предположу ‒ не самым интересным для них собеседником. Все эти акты доброты я принимала как должное! А сама не могу ответить тем же.
Потому, когда я слышу про себя фразу: «Ты хороший человек!», смущаюсь. Возможно, мне никогда не удастся смягчить свое сердце. Но я прошу Господа, чтоб хотя бы под маской вежливости я могла совершать по-настоящему добрые дела и заботиться о ближнем, преодолевая собственный эгоизм. Надеюсь, однажды моей мотивацией действительно станет любовь, но пока... пока я согласна хотя бы притворяться, но совершать хорошие поступки. Пусть это будет тренировкой, самым началом.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
«Летнее утро в деревне»
Стоит мне оказаться в деревне, я сразу вспоминаю, как в детстве мы с мамой каждое лето ходили в лес собирать ягоды. Одно такое утро помню особенно ярко. Я проснулся и некоторое время лежал и пытался понять, что такого особенного было в сегодняшнем дне. Потом вспомнил. Это — первый день каникул.
После завтрака мы с мамой пошли в лес. Солнце стояло невысоко и ещё не припекало, на горизонте ни облачка, в травяных миниатюрных джунглях деловито стрекотали кузнечики. Воздух был наполнен сладкой прохладой воды из родника, по-ночному влажной землёй и чем-то неуловимо свежим, как будто сорвали листик мяты и растёрли в ладонях. А вокруг всё мирное и безмятежное, словно только что вышло из-под резца Создателя. Я закрыл глаза и дышал полной грудью, впитывая благодать каждого мгновения. Господи, как же хорошо у Тебя!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 января. О героизме ленинградцев
Сегодня 18 января. В этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда.
О героизме ленинградцев — игумен Лука (Степанов).
Великая духовная сила нашего народа проявилась и в многоскорбные дни блокады Ленинграда. Наш народ, который признал себя православным даже через 20 лет после совершения безбожной революции, переворота Октябрьского. Перепись населения 1937 года с графой «религиозная ориентация» выявила 80% православных в нашем народе. И Великая Отечественная война стала для народа потрясением, в котором православная вера в народе не уничтожена была окончательно, а, напротив, оказалась сохраненной и выпущенной на свободу самими кровавыми властителями.
В год снятия блокады Ленинграда было Сталином принято решение о возобновлении разрешения церковной жизни. Народ, перетерпевший страшные муки голода, холода, физического уничтожения с неба, бомбардировками регулярными в Ленинграде, оказалось чудом беспримерного героизма наших людей, в которых эта инерция православной веры, эта способность выжить в невыносимых условиях, явила всему миру удивительный подвиг. В нашей обители Пронской были расположены дети, вывезенные из блокадного Ленинграда в 40-е годы. Благодаря этому стены обители сохранились до нашего времени и стало возможно возрождение монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 января. О традиции освящения вод и его духовном смысле
Сегодня 18 января. В храмах совершается Чин Великого освящения воды.
О традиции освящения вод и его духовном смысле — протоиерей Максим Первозванский.
С древнейших времен сохранились свидетельства о том, что на праздник Крещения или Богоявления Господня совершалось освящение вод. Совершалось оно и в Палестине, в реке Иордан, совершалось оно и в Константинополе, совершалось оно и у нас на Руси во все века. Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна. Вот освящается естество в эти дни, и Святая Церковь, естественно, совершает Чин Великого освящения воды. Это один и тот же чин, одни и те же молитвы, совершаемые в Сочельник, в сам день Крещения с той лишь разницей, что в сам день Крещения было принято крестным ходом исходить на воды и освящать воду вне храма. А в день Крещенского Сочельника вода освящалась непосредственно в храме, еще не приизливаясь как бы за пределы освященного пространства. Этой водой мы окропляем свое жилище, эту воду мы пьем. Да будет нам освящение домов и ко всякой пользе изрядной. Там много-много перечисляется всяких вещей, чему вода должна это служить. Но самое главное, что, как говорится в молитве, она должна быть скачущей в жизнь вечную. Это слово «скачущие» иногда в современном мире заменяют на слово «текущее». Но, как говорит один мой знакомый священник, представьте себе горную реку, и на перекате вода перекатываясь, блестит и скачет. Вот именно так в эти дни наша душа вместе со святой водой должна скакать в жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема