В кают-компании фрегата был необычный вечер. В уютной, но по-военному лаконичной обстановке собрались все офицеры, и все они внимательно слушали скромного старца в изношенной одежде, которого звали монахом Германом.
«Чего вы, господа, более всего любите и чего бы каждый из вас желал для своего счастья?» - спросил монах.
Одни хотели богатства, другие власти, третьи ещё чего-то.
Старец продолжил: «Не правда ли, что все ваши желания можно привести к одному, что каждый из вас желает того, что, по его понятию, считает он лучшим и достойным любви? Что же, скажите, может быть лучше, выше всего, всего превосходнее и по преимуществу достойнее любви, как не сам Господь наш Иисус Христос? А любите ли вы Бога?»
Все ответили, что любят. Старец сказал: «А я, грешный, более сорока лет стараюсь любить Бога, а не могу сказать, что совершенно люблю Его. Если мы любим кого, мы всегда поминаем того, стараемся угодить тому, день и ночь наше сердце занято тем предметом. Так же ли вы, господа, любите Бога? Часто ли обращаетесь к Нему, всегда ли помните Его, всегда ли молитесь Ему и исполняете Его святые заповеди?»
Офицеры признались, что не исполняют.
Тогда старец заключил: «Для нашего блага дадим себе обет, что по крайней мере от сего дня, от сего часа, от сей минуты будем мы стараться любить Бога уже выше всего и исполнять Его святую волю!»
Такой беседой он привёл офицеров в умиление, помог их сердцам пробудиться для живой, действенной веры. Ведь, как писал старец, «истинного христианина делают вера и любовь ко Христу», «истинный христианин есть воин, продирающийся сквозь полки невидимого врага к Небесному своему отечеству».
Порой Господь Бог удивительным образом устраивает жизнь людей. А жизнь православных миссионеров он устраивает вдвойне удивительно, отправляя их в неизведанные страны проповедовать слово Божие, подчас в экстремальных условиях.
Такую необычную жизнь провёл преподобный старец Герман Аляскинский, родившийся в 1750-х годах в России.
Будущий святой длительное время подвизался в Валаамском монастыре, и когда в 1793 году валаамским инокам предложили отправиться на неосвоенную Аляску проповедовать слово Божие, монах Герман с радостью согласился.
Много лет спустя старец Герман писал об Аляске: «Любезному нашему Отечеству Творец будто новорождённого младенца дать изволил край сей, который не имеет ещё ни сил к каким-нибудь познаниям, ни смысла, требует не только покровительства, но по бессилию своему и слабости ради младенческого возраста – самого поддержания». О себе же старец сказал: «я нижайший слуга здешних народов и нянька».
И действительно: для алеутов старец Герман стал заботливым родным отцом. Он крестил их и учил христианской жизни, утешал и лечил, а для алеутских сирот устроил училище.
Современники сохранили воспоминания о многих чудесах старца. Так, однажды на Еловом острове произошло наводнение. Испуганные жители пришли к старцу, и он начал молиться, вынеся икону Богородицы. Отец Герман сказал: «Не бойтесь, далее места, где стоит святая икона, не пойдёт вода». Так и случилось: вода не пошла дальше и схлынула. Также старец чудесным образом однажды остановил пожар.
Однако не меньшим чудом, если не большим, является благодатное изменение человеческой души. Именно оно происходило у самых разных людей при общении со старцем. Так, правитель Русско-Американской Компании Семён Иванович Яновский до встречи со скромным монахом Германом был светским человеком, даже вольнодумцем. Яновский вспоминал: «постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истины, и я сделался настоящим христианином».
Сердце старца было открыто для всех: и для бедных алеутов, и для русских поселенцев, и для флотских офицеров.
Старец Герман носил всё время одну и ту же одежду, на ночь укрывался доской, которую называл «одеялом». Также он отказался принять священный сан и остался простым монахом. Любопытно, что не только люди, но и животные чувствовали доброту старца. Так, под его кельей жили горностаи, которых он кормил с руки. А однажды ученик старца как-то видел, как он кормит медведя.
Скончался старец Герман в 1836 году. Когда это произошло, многие видели над местом его кончины светящийся столп.
И теперь мы имеем великого заступника на небесах, которому святая Церковь радостно поёт: «украшение изящное Святыя Церкве во Америце, преподобне отче Германе Аляскинский, молися ко Господу, Спасу нашему, спастися душам нашим».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»