
Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский.
Фото: azbyka.ru
В старину крупнейшая ярмарка на Волге под Нижним Новгородом носила название Макарьевской. Макарьевские уезды были в двух старинных губерниях Нижегородской и Костромской. И сегодня так называется один из районов Костромской области. Есть город Макарьев, посёлок Макарьево, Макарьевская пустынь под Казанью.
Кем же был этот Макарий, оставивший в Поволжье так много следов о себе? Князем? Первопроходцем? Строителем городов?
В середине четырнадцатого века Нижний Новгород переживал период подъёма. Он стал центром большого княжества. Уже тогда, вслед за Москвой, здесь хотят строить кремль, не из дерева, а из камня. Но расцвет политический и экономический на Руси не мыслили без расцвета духовного.
Неподалёку от города на высоком берегу Волги возник Печёрский Вознесенский монастырь. Основателем обители был Дионисий – один из великих наставников монашества своего времени, друг и единомышленник Сергия Радонежского. Как-то раз в этот монастырь пришел мальчик двенадцати лет в нищенских лохмотьях и попросил Дионисия принять его в монашеское братство.
Отрок: Отче, будь ко мне милостив и прими на покаяние мою душу.
Дионисий: Чадо, поверь: тяжко и мучительно носить иго иноческой жизни. Ты юн и не сможешь нести подвижнические труды, обиды от людей и напасти от бесов! В Писании сказано: «Никто, возложивший руку на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия».
Отрок: Нет, господин отец мой! Ни ссылки на Писание, ни огонь, ни меч — ничто в мире от любви Христовой не может отлучить меня.
Строг и осторожен был Дионисий, но настойчивости мальчика уступил, и постриг его в монашество с именем Макарий.
Юный послушник был сыном богатых и знатных нижегородцев. Нищим он только притворился, чтобы скрыться из дома. Ведь в эпоху Сергия Радонежского идеалом был инок, достигающий Божественного совершенства, и Макарий пошел за своим идеалом. Позже родителям удалось разыскать его. Больших трудов стоило Макарию доказать им осознанность своего выбора. Он простился с ними и остался верен этому выбору до конца дней.
Много лет Макарий провёл в Печёрской обители. Находясь в послушании у своего духовного отца Дионисия, он прошел хорошую школу духовного роста и самоограничения. Затем святой Дионисий был назначен епископом Суздальским, несколько раз ездил в Константинополь и был поставлен митрополитом всей Русской Церкви. А его ученик стал искать уединения в дремучих лесах.
Первоначально Макарий поселился на реке Лух, но затем решил идти подальше от людской молвы на левый берег Волги. Заволжье, покрытое лесами и населённое преимущественно финно-угорскими народами, было идеальным местом для отшельничества. У озера, называемого Жёлтые Воды, инок выкопал пещеру. Постепенно вокруг него собралось братство таких же искателей уединённого безмолвия. Образовался Желтоводский монастырь.
Не навязывая никому своей веры, преподобный Макарий заслужил уважение воинственных марийцев, которые тогда населяли северную часть современной Нижегородской области. Язычники помогали ему и братии, принося в обитель мёд и хлеб. Так тихо и размеренно шла жизнь на Жёлтых Водах, пока монастырь и его настоятель не оказались втянуты в водоворот политических событий.
В пятнадцатом веке Нижний Новгород был уже в составе объединённого Русского государства. Некогда могущественная Золотая Орда шла к закату и распадалась на части. Один из ордынских ханов Улу-Мухаммад закрепился в Казани и оттуда решил привести Москву к покорности. Желтоводская обитель оказалась на пути у татарских войск. В 1439 году монастырь был сожжён, часть братии убита, а другая во главе с Макарием угнана в Казань.
Но Господь послал помощь своему святому, оттуда, откуда он и не ждал. Хан с почтением отнёсся к пленному подвижнику, отпустил его восвояси и разрешил взять с собой ещё сорок пленных мужчин с жёнами и детьми. Было поставлено лишь одно условие: Макарий не должен возвращаться на прежнее место. Тогда преподобный и другие освобождённые решили идти к городку Унжа на одноимённой реке, что в пределах нынешней Костромской области.
Много недель путники шли по девственным лесам Заволжья, переходя быстрые реки и топкие болота. Когда припасы закончились, хлеба достать было не у кого. Утомлённые долгим переходом люди начали еще и голодать. В один из дней путникам удалось поймать лося Они пришли к преподобному, прося благословения употребить его в пищу. Но Макарий запретил, поскольку шёл Петров пост.
Макарий: Чада, прошу, сделайте на звере отметину и отпустите его. Лось снова будет ваш, когда этого захочет Бог.
Путники: Но мы хотим есть, отче! Голодными мы никуда не дойдём и погибнем в этом лесу!
Макарий: Не скорбите, чада мои! Если Господь захочет, он прокормит нас в этой пустыне. Только не прерывайте поста до дня святых апостолов
Поколебавшись, странники поступили по совету святого. Они выдержали весь пост, и утром на день святых апостолов Петра и Павла тот же самый лось с отметиной вновь оказался поблизости. С тех пор почти каждый день у них была удачная охота. Все живые и здоровые добрались до Унжи, где преподобный Макарий основал новый монастырь.
Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский отошёл ко Господу в 1444 году почти столетним старцем. Но физическая смерть не помешала святому оказывать помощь своим землякам.
Еще целый век продолжались московско-казанские войны. Края, где жил подвижник, были постоянной ареной боевых действий. Жители осаждённого татарами Солигалича видели преподобного Макария скачущим в бой на коне, после чего в рядах осаждавших началось смятение. Во время осады Унжи сами татарские воины увидели в небе фигуру монаха, который стрелял в них из лука и пращи, а на загоревшиеся в городе дома лил воду из кувшина.
Продолжил Макарий заботиться и тех, кто оказался в плену. Одной женщине по имени Мария, святой явился ночью по дороге в Казань. Уже на следующее утро она чудесным образом оказалась у ворот родного города.
Многим святой давал выход из безвыходной ситуации. Жительница Унжи по имени Елена шла топиться в колодце. Её постоянно избивал пьющий муж. У самого края её остановил седой старец, представившейся Макарием. Женщина была спасена от вечной погибели, а муж-пьяница вскоре избавился от недуга.
Любовь народа к преподобному Макарию и вера в его молитвы была безграничной. Память о святом подвижнике прошла через века, оставшись в сердцах людей и на карте России.
7 мая. О тех, кто приходит ко Христу

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
О тех, кто приходит ко Христу, — священник Алексий Долгов.
Эти слова являются продолжением беседы Христа с народом «О хлебе небесном, сшедшем с небес». Те, кто спрашивал Господа, не верили ни Ему, ни в Него. Но это не могло нарушить замысел Бога о спасении человека. В соответствии с Ним, всякий желающий может получить жизнь вечную, то есть хлеб небесный, о котором говорил Христос. Именно для этого на землю пришел Сын Божий, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. А прийти к источнику жизни вечной, Богу Отцу, можно только через Его Сына, и никак иначе. Вот почему Господь говорит, что приходящего к Нему Он не изгонит вон, потому что верующие приходят через Него к Отцу. Таких людей Христос принимает с радостью, и именно такие люди будут желанными чадами в Царстве Небесном. С одной стороны, эти слова Христа стали обличением фарисеев и книжников, которые не хотели верить Христу, а потому не могли прийти и к Отцу, и по сути были людьми неверующими. С другой, они стали словами надежды для язычников, многие из которых пришли впоследствии в Церковь Христову. Конечно, Господь принимает каждого человека и заботится о спасении каждого, кто пришел в этот мир, до последнего вздоха и удара сердца, потому что такова воля Божия, чтобы все спаслись. Но поскольку вера в Бога — это осознанный выбор, то только человек решает, хочет ли он верить Сыну Божию, и хочет ли он прийти к Отцу. И того, кто пришел к Нему, Бог не отвергает и не прогоняет, но делает все, чтобы такой человек был чадом Божиим и наследником Небесного Иерусалима.
7 мая. О воздействии музыки Чайковского на слушателя

Сегодня 7 мая. В этот день в 1840 году родился русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
О воздействии музыки Чайковского на слушателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Благодарение Господу, такие меценаты, как госпожа фон Мекк, взявшая на себя финансирование всех нужд композитора, что обеспечило ему, как некогда Микеланджело покровительству ему Лоренцо Великолепным, возможность творить балеты, оперы, «Времена года», произведения малого жанра, знаменитые симфонии являются и поныне произведениями, которые несут слушателям всей планеты вдохновение, успокоение, снимают стресс и приобщают к глубинам бездонного человеческого сердца. И сегодня хочется помолиться об упокоении раба Божьего Петра, его благочестивых родителей, маменьки, которая вымолила в своё время мальчика из когтей смертельной болезни, предстоя фамильному образу Владимирской иконы Богородицы, и выразить уверенность, что имя Петра Ильича Чайковского — это имя самой России. И покуда шестая часть света, Россия, распространяет своё духовное и нравственное миротворческое влияние посреди всех народов, будет звучать музыка Чайковского, которая нас воспитывает, облагораживает и учит восходить умом во области заочной, дабы мы, слыша произведение Чайковского, славили Святую Троицу. Она является источником жизни и всякого подлинного творчества.
7 мая. О радио как инструменте проповеди Евангелия

Сегодня 7 мая. День радио.
О радио как инструменте проповеди Евангелия — священник Дионисий Сакович.
День радио, отмечаемый 7 мая, является праздником работников всех отраслей связи. Однако для русской православной церкви радио имеет особое значение. Это мощный инструмент проповеди Евангелия, катехизации и трансляции христианской культуры. С момента появления радиовещания Церковь активно использовала его для распространения Слова Божия, наставления верующих и ответа на вызовы времени. Изобретение радио связано с именем Александра Попова, который 7 мая по новому стилю 1895 года продемонстрировал первый радиоприемник. Однако широкое использование радио началось лишь в 20 веке. Первые опыты православного радиовещания относятся к 20-м годам 20-го века, когда в эмиграции появились религиозные передачи. В Советском Союзе же проповедь по радио была практически невозможной из-за гонения на Церковь. Однако в годы Великой Отечественной войны государство смягчило свою политику, и в 45-м году на радио выступил Патриарх Алексей I. В Советском Союзе первая официальная православная радиопередача вышла в 1957 году на Всесоюзном радио. Это был Рождественский молебен. Однако систематическое вещание началось лишь в 90-е годы. После распада СССР в России появились десятки православных радиостанций. Среди наиболее известных — радио «Радонеж», «Град Петров» и наша любимая Радио ВЕРА.