Преподобный Александр (Пересвет) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Преподобный Александр (Пересвет)

* Поделиться
Александр Пересвет

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле».
Художник Михаил Иванович Авилов 1943 г.

Корень слова «богатырь» — «Бог». Не случайно героев, отдавших жизнь за Отечество и Православную веру, на Руси называли богатырями.

Сегодня мы говорим о преподобном Александре Пересвете и стихотворении Виктора Афанасьева «Схимник Пересвет».

В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович, известный в истории как Дмитрий Донской, повел русское войско на битву с Мамаем. Мамаева Орда грозила разорить Русь, нужно было дать ордынцам отпор.

Перед тем, как покинуть Москву, князь Дмитрий со своими приближенными отправился в монастырь Святой Троицы под Радонежем — получить благословение игумена Сергия на битву с Мамаем. А еще князь попросил Сергия Радонежского дать в его войско для молитвенной поддержки двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

В стихотворении Виктора Афанасьева «Схимник Пересвет» преподобный Сергий Радонежский без промедления откликается на просьбу князя.

АФАНАСЬЕВ:

Молвил князю Сергий,
Подавая меч:
— С Богом! Ныне свергнем
Иго с наших плеч.

Мы теперь не слабы.
Не страшись, иди —
Пересвет с Ослябей
Будут впереди.

Бог и церковь с вами
Против всех угроз:
Русской силы знамя
Освятил Христос.

Решающее сражение с армией Мамая произошло на Куликовом поле возле реки Дон. Русское войско построилось под главным полковым знаменем с образом Спаса Нерукотворного. Два всадника — Александр Пересвет и Андрей Ослябя — были не в воинских доспехах, а в одежде монахов-схимников. Всем своим видом они внушали презрение к смерти и напоминали, что русское воинство идет на святую битву.

Из лагеря ордынцев отделился всадник гигантского роста, назвавшийся Челубеем. Потрясая копьем, он стал хвастаться своей силой и непобедимостью, вызывая кого-нибудь из русских на поединок. Ордынцы применили свой излюбленный психологический прием — устрашить противника перед боем, заставить усомниться в своих силах.

Вызов принял радонежский монах Александр Пересвет. До принятия монашества он был искусным воином и теперь спокойно выехал навстречу великану с копьем наперевес.

АФАНАСЬЕВ:

Выезжает конный
В куколе, с крестом,
С ликом, истомлённым
Бденьем и постом,

Схимник, бывший воин;
Вот и он своё
Поднял боевое
Длинное копьё.

Без щита, без лат он,
В стремени нога,
В мантии крылатой
Мчится на врага.

На всем скаку противники ударились копьями, и оба бездыханными упали с коней.

Бесстрашие монаха, посрамившего похвальбу Челубея, вдохновило русских воинов. Князь Дмитрий воскликнул: «С нами Бог»! — и на Куликовом поле началась битва, которая закончилась победой русского войска.

Радонежского монаха Александра Пересвета, названного в летописях «первоначальником» великой победы, с почестями похоронили в Москве.

АФАНАСЬЕВ:

Войско несёт с собою
Первую жертву боя:
Иночества то цвет —
Схимник Пересвет.

Верный Христа заветам,
Вышел он в битву с тьмой.
Пал он на поле этом,
Как в пашню зерно весной.

Так Русь проросла Святая
Для Веры и Любви,
Храмы свои утверждая
На мученической крови.

Виктор Васильевич Афанасьев неоднократно подчеркивает в стихотворении, что русский богатырь Пересвет был монахом-схимником и главным его оружием была молитва.

В конце 1990-х годов Виктор Афанасьев — известный поэт, литературовед, церковный писатель — и сам принял монашеский постриг с именем Лазарь в монастыре Оптина пустынь.

Стихотворение «Схимник Пересвет» представляет собой один из ярких образцов духовной поэзии монаха Лазаря.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем