О некоторых святых историки-летописцы говорили стихами, не в силах скрыть своё восхищение…
Сегодня мы говорим о преподобной Одри Элийской и хронике Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов».
Ошибочно представлять жизнь раннехристианской Англии по роману в стиле фэнтези «Игра престолов». Чтобы узнать, как дело обстояло в реальности, следует обратиться к англосаксонским хроникам, созданным историками-летописцами, или как их называли в Европе, хронистами.
Крупнейший англосаксонский историк и духовный писатель VII—VIII веков Беда Достопочтенный взял на себя труд во всех подробностях описать историю древней Британии. Его историческая хроника «Церковная история народа англов» - вовсе не сухой перечень фактов и дат. О каких-то событиях он упоминает скользь, другие расписывает в мельчайших подробностях, а в одном месте, говоря о преподобной Одри Элийской, и вовсе вдруг переходит на поэзию.
Беда Достопочтенный:
Многие в мире хвалы стяжали чистые сердцем;
Любящим подобают многие в мире хвалы.
И наш украсился век столь же блаженною девой;
Царственной Эдильфридой и наш украсился век.
Славой отцов была, родом и властью богата,
но показался Господь славнее ей славы отцов.
Речь здесь идет о королеве Эдельфриде, которая, приняв монашество, стала настоятельницей монастыря в Эли, и вошла в историю как преподобная Одри Элийская.
Эдельфрида была дочерью короля Восточных Англов Анны (в Англии это имя было и мужским тоже) и с детских лет желала только одного – вслед за старшей сестрой удалиться в монастырь.
Но у короля Анны на красавицу-дочь были свои планы. В четырнадцать лет Эдельфриду, против ее воли, выдали замуж за Тонберга - знатного человека из области Южный Гирве в Восточной Англии.
Монах-бенедиктинец Беда Достопочтенный в своей хронике пишет о том, что в то время сердце Эдельфриды уже навсегда было отдано другому, небесному избраннику…
Беда Достопочтенный:
Красою она цвела на троне подзвездного царства
и, выше звезд утвердившись, красою она цвела.
Где же найти жениха, чтоб тебе, госпожа, подошел он?
Если жених твой Христос, где же найти жениха?
Вскоре открылось, что юный супруг Эдельфриды тоже больше всего на свете желал стать монахом, и они стали жить в воздержании, как брат с сестрой.
Через три года Тонберг неожиданно скончался, и Эдельфрида с несколькими слугами перебралась на маленький уединенный остров Эли. По сути, это была монашеская пУстынь, только на английский манер – остров Эли со всех сторон был окружен болотами и зарослями вереска. Но навсегда спрятаться там от мира девушке не удалось: о ней вспомнил ее родной дядя, к тому времени ставший королем.
Из политических соображений он решил выдать Эдельфриду замуж за Эгфрида, пятнадцатилетнего сына короля соседней Нортумбрии.
Послушание – превыше всего… Эдельфрида дала согласие на брак, став для принца Эгфрида кем-то вроде старшей сестры и наставницы в христианском вероучении.
Но когда Эгфрид стал помышлять о наследнике, Эдельфрида постриглась в монахини с именем Одри и бежала на свой любимый остров Эли, основав там женский монастырь.
Как сообщает в своей хронике Беда Достопочтенный, отныне бывшая королева Нортубрийская носила платье из грубой шерсти, принимала пищу один раз в день, мылась в холодной воде и все ночи проводила в молитвах.
Одри умерла в своем монастыре от эпидемии чумы, а через шестнадцать лет после кончины её мощи были найдены нетленными.
Вот как пишет об этом в своем гимне Беда Достопочтенный:
Беда Достопочтенный:
Богу себя поручив, двенадцать годов преславных
в монастыре провела, Богу себя поручив.
Предавшись душой небесам, былую умножила славу,
и испустила дух, предавшись душой небесам.
В гробнице тело ее провело ноябрей дважды восемь,
но не подверглось тленью в гробнице тело ее.
Христос, велика Твоя власть – даже в сырой гробнице
Нетленно тело ее – Христос, велика Твоя власть!
С конца 7 века по Рождестве Христовом монастырь в Эли стал для христиан местом паломничества. В народе его называют королевским – ведь первая его настоятельница была королевой Нортубрийской, отказавшаяся от богатства и славы ради Христа.
Не удивительно, что в своем труде «Церковная история народа англов» Беда Достопочтенный прославил преподобную Одри Элийскую столь возвышенным стихотворным гимном.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер