
Фото: PxHere
Свидетелями Преображения Господня на горе Фавор стали три апостола — Пётр, Иаков и Иоанн. Апостол Павел в одном из своих посланий употребил образ — «завеса плоти Христовой». Пётр, Иаков и Иоанн увидели, как через эту завесу проступает слава и величие Сына Божия. Это потрясло и испугало апостолов. По выражению евангелиста Матфея, от страха они «пали на лица свои», то есть упали ниц, да ещё прикрыли глаза ладонями.
В тропаре Преображения — особом песнопении праздника — говорится, что Господь показал ученикам славу Свою «насколько это было для них возможно». То есть в самой доступной для человеческих органов чувств форме.
Православные богословы, например, святитель Григорий Палама, считают, что особенность этого света в нетварности — он не материален. Увидеть его можно духовными очами.
Свет, который просиял на горе Фавор, наполнил сердца апостолов счастьем. В присутствии Господа они ощутили ту гармонию и целостность бытия, о которой тоскует человек. Пётр радостно воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Он захотел остаться на Фаворе, в этом созерцании Царства Божия, наедине с кристально ясной и очевидной истиной. Там, где нет места сомнениям, горечи и отчаянию.
Но Господь отказал в этом Петру. Вместе с апостолами он спустился с Фавора. По словам митрополита Сурожского Антония ученики не понимали, что слава Божия «только потому им так была открыта, что их Учитель, Господь, Друг шел на смерть; Фавор, слава неразлучно связаны с возвращением во тьму и с распятием, со смертью... И только после этого... воскреснет Господь в славе уже неотъемлемой».
Евангелист Лука пишет, что у подножия горы Христа ждал отец с больным сыном. Мальчик был одержим злыми духами. Отец умолял апостолов помочь измученному болезнью ребёнку, но они были бессильны. Христос исцелил отрока. Он показал трём своим ближайшим ученикам, что одной радости Богообщения, молитвенного предстояния перед Творцом недостаточно для христианина. На Фаворе нельзя остаться насовсем, пока на земле есть страдания, горе и боль.
Преподобный Макарий Египетский, столп православного монашества, предупреждал учеников: «Совершенная мера духовного созерцания потому и не даётся человеку, чтобы имел он время заняться попечением о братиях».
Говорил об этом и преподобный Иоанн Лествичник: «Бывает, что когда стоим на молитве, встречается дело благотворения, не допускающее промедления. В таком случае надо предпочесть дело любви. Ибо любовь больше молитвы».
Христос не разрешил ученикам остаться на Фаворе. Он повелел им спуститься с горы. Тем самым Спаситель отправил их к людям, чтобы преобразился весь мир, чтобы исполнились Его слова: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
«Никольский женский монастырь в Угличе». Игуменья Антонина (Злотникова), Светлана Максимова

У нас в гостях была настоятельница Никольского женского монастыря в Угличе игуменья Антонина (Злотникова) и глава паломнической компании «Благодать» Светлана Максимова.
Мы говорили об истории и современной жизни Никольской обители, а также о том, чем интересны и полезны паломничества в монастыри и знакомство со святынями Русской Церкви.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Сила церковной общины»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как члены церковной общины оказались для человека той важной поддержкой, которая была ему так нужна, поделились ведущие Радио ВЕРА Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Ведущие: Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Храм Рождества Богородицы. Владикавказ

В южной части Владикавказа есть исторический район Осетинская слобода. Здесь на улице Рождественской, в пятистах метрах от набережной реки Терек, стоит старейшая церковь города. Храм посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Он был основан в 1814 году. На тот момент Владикавказ представлял собой военную крепость у входа в Дарьяльское ущелье. Форт построили в 1784 году по указу царицы Екатерины Второй для защиты южных рубежей Российской империи.
За мощными стенами русского укрепления нашли защиту от соседних племён осетины, прежде обитавшие выше в горах. Это были потомки аланов — христианского народа, пострадавшего от монгольских завоевателей в тринадцатом столетии. За многие века горцы утратили церковные традиции. Вернуться к вере им помогли русские миссионеры. Именно они построили в Осетинской слободе церковь Рождества Богородицы — вначале деревянную, а спустя несколько лет — каменную.
В дальнейшем в среде осетинского народа появились свои просветители. Так, в 1862 году настоятелем храма Рождества Богородицы стал священник Аксо, а в русском произношении Алексий Колиев. Он заботился о том, чтобы соотечественники имели возможность изучать Священное Писание на родном языке. Важнейшей задачей отец Алексий считал развитие женского образования на Кавказе. Он говорил, что грамотная мать сможет прочитать Евангелие и передать Благую весть своим детям. На собственные средства священник организовал школу для девочек и сам преподавал в ней. Миссионер перевёл на осетинский язык многие молитвы и писал духовные стихи. При нём церковь Рождества Богородицы стала духовным центром Владикавказа.
В храме сложилась дружная община. Когда после революции 1917 года старинное здание собирались снести, прихожане встали на его защиту. Церковь удалось спасти. Многие годы в ней размещался музей. Героем экспозиции стал поэт Коста Хетагуров — основоположник осетинской литературы.
В 1993 году храм Рождества Богородицы вновь стал действующим. Сегодня под его сводами регулярно совершаются богослужения. Голубое здание стоит на возвышенности и золотой крест над шатровым куполом виден за несколько кварталов. Со смотровой площадки у церкви открывается потрясающий вид на Кавказские горы. Этой панорамой любовались и первые жители Владикавказа.
Все выпуски программы ПроСтранствия