Господь Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. В тот года император повелел провести всенародную перепись во всей своей империи, в том числе и в Палестине. У евреев был обычай вести перепись и родословную по родам, у каждого был свой город или географическая местность. Богородица и праведный Иосиф оба были из рода царя и пророка Давида и отправились на свою родину - в Вифлеем. Но в городских гостиницах они не нашли ни одного свободного места. Они приютились в пещере, где было устроено стойло. Среди сена и соломы, вдалеке от человеческого жилья и участия родился Спаситель мира. Богомладенца положили в деревянную кормушку для скота - ясли. Церковь в поэтической форме так воспевает это событие: «Таинство странное вижду и преславное, Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог». Рождество Христово стало одним из главных христианских праздников.
Когда на окраине Вифлеема, в пещере для домашнего скота родился Спаситель мира, немногие узнали о случившемся чуде. Евангелие от Луки рассказывает, что радостную весть о Рождестве Богомладенца ангел Господень возвестил пастухам, охранявшим стада неподалеку. «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Обыкновенные пастухи первыми удостоились поклониться Богомладенцу. Богословы так трактуют это событие. Первыми Спасителю поклонились люди простые, жившие так, как их праотцы Иаков, Моисей и Давид. Те тоже пасли скот и знали что такое труд. Первыми проповедниками и евангелистами Христа стали пастухи - незлобные искренние открытые сердцем люди.
В Евангелии от Матфея содержится рассказ о том, как поклониться Богомладенцу пришли волхвы с востока. Эти языческие жрецы, астрологи, и предсказатели увидели новую необыкновенную звезду, засиявшую на небосклоне. Они отправились к ней, понимая, что она означает рождение небывалого человека. Волхвы-язычники, служащие звездам, шли поклониться Солнцу правды. Они всю жизнь искали истину и получили вознаграждение за свое упорство. Мы не знаем, из одной ли страны были они родом, или из разных краев. Но их паломничество значило одно - Спаситель пришел не к какому-то отдельному народу, а ко всему миру. Звезда привела волхвов прямо в пещеру Богомладенца. Они принесли ему свои дары: золото - знак царской власти, ладан - символ священства и пряное благовоние смирну или мирро, которым, в том числе, умащали тела усопших. Так они возвещают и служение Христово, и мученичество, и торжество Его через Воскресение. Есть предание, в котором говорится, что волхвы позднее приняли крещение от апостола Фомы и сами стали проповедниками Благой вести.
День Рождества Христова - один из двенадцати великих христианских праздников, которые по славянской традиции называются двунадесятыми. Известно что Спаситель мира родился не в тепле и уюте, а на окраине Вифлеема, в пещере, где укрывался во время грозы скот. Место это известно и сейчас там находится Базилика Рождества Христова. По видимому, это одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Базилику Рождества заложила равноапостольная императрица Елена, мать императора Константина Великого. Она совершила паломничество в Святую Землю в середине тридцатых годов четвертого века. Историческое здание храма несколько раз страдало от войн и пожаров и практически не сохранилось. Под амвоном базилики находится святыня - пещера Рождества. Место рождения Богомладенца Христа расположено в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Впервые на русском языке пещеру Рождества описал игумен Даниил Паломник, в начале двенадцатого века странствовавший по Святой Земле.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема