Священномученик Мирон Ржепик родился в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году в Волынской губернии в чешской католической семье. Через два года вся семья присоединилась к Православию. Мальчик получил духовное образование. Он женился, принял сан и преподавал в семинарии. Советская власть упразднила все духовные учреждения. Семинарию реорганизовали в школу и отец Мирон стал учить детей иностранным языкам и черчению. В двадцать шестом году он переехал в Сергиев Посад и служил в храмах города. В тридцатом отца Михаила арестовали. Через год ему было предъявлено обвинение в том, что он "состоял членом филиала контрреволюционной организации, участвовал в нелегальных собраниях в алтаре церкви...". Отца Михаила приговорили к десяти годам в Сиблаге. Долгое время протоиерей жил в бараке с архиепископом Ювеналием Масловским, и десятком других священнослужителей. Здесь Ржепика в тридцать седьмом застала новая волна гонений на Церковь. Свидетели показали, что духовенство устраивает богослужения в бараке. Священник на допросах держался стойко, никого не выдал, вину свою отрицал, хотя и признал, что служил Богу и в лагере. Отца Мирона обвинили в антисоветской работе и приговорили к расстрелу. В две тысячи шестом году протоиерея Ржепика причислили к лику святых.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 199 зач., I, 3-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любой человек, который начнёт непредвзято изучать историю Церкви, довольно скоро придёт в изумление, ведь окажется, что история Церкви — это не только история святых, это ещё и история непрерывных споров, непонимания, гонений, человеческой гордыни и всех иных видов грехов. Многим такое положение дел кажется странным: Церковь должна жить по Евангелию, так почему же христиане ведут себя столь неподобающим образом? И если они ведут себя так, то точно ли это та Церковь, Глава которой Христос? Христианский ответ известен: да, это та самая Церковь, а люди поступают не по Евангелию по той простой причине, что Христос нам свободу даровал, а не лишил нас её, и мы непрерывно должны выбирать между евангельскими и противоположными им поступками. Так было с самых первых лет существования Церкви. Для подтверждения этой мысли можно вспомнить о 1-й главе Послания апостола Павла к Галатам святого, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
Апостола Павла, если судить по его словам, отказ его современников от евангельской жизни, удивлял ничуть не меньше, чем многих наших современников удивляют непарадные страницы истории Церкви. У него возникали те же самые вопросы: если люди приняли Христово благовестие, и оно было подкреплено Духом Святым, то зачем же отказываться от него и переходить к чему-то иному?
Ответ, который мы можем найти в словах апостола Павла, заключается в том, что есть люди, которые сбивают с толку адресатов апостола, желая извратить Благую Весть Христову. Павел здесь не вдаётся в мотивы этих людей, ведь их мотивы понятны, они те же, что в своё время заставили наших прародителей пойти на грех нарушения заповеди Божией, то есть это обычная человеческая гордыня.
Впрочем, это лишь часть ответа. Ещё одна его часть заключена в других словах апостола: говоря о Христе, он упомянул, что Господь «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал. 1:4). Под «лукавым веком» здесь подразумевается тот мир, который отпал от Бога, и в котором действует диавол. Мы, по воле Христовой, можем быть спасены от порабощения этим миром, но при этом мир никогда не оставит попыток подчинить нас себе, и стоит лишь на краткое время потерять единство со Спасителем, как мы тут же рискуем оказаться в рабстве у врага рода человеческого.
Впрочем, об этом много сказано в житиях святых, из которых мы знаем, что даже самые великие подвижники благочестия до самой своей кончины оставались в зоне риска, и если они теряли духовную бдительность, то теряли и единение со Христом, становясь жертвами лукавого мира.
Всё это должно побуждать нас в большей степени думать о себе самих и своём духовном состоянии, и не увлекаться размышлениями о грехах тех людей, которые нас окружают, или же о грехах, упомянутых в церковной истории.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим работу воспитателей Елизаветинского детского дома
Тане и Ульяне 26 и 27 лет, хотя внешне девушки больше напоминают подростков, а общаются совсем как дети. Это особенность их болезни — синдрома Дауна. Девушки понимают речь, но сами говорят немного — отдельными словами.
Большую часть жизни они провели в государственных учреждениях, где никто особо не занимался их развитием. Но в 2016 году их приняли в Елизаветинский детский дом. Располагается он на территории Марфо-Мариинской Обители милосердия в Москве. Здесь живут девочки и девушки, многие из них с синдромом Дауна.
Воспитатели помогают подопечным развиваться, обучают важным навыкам. В Елизаветинском детском доме Таню и Ульяну научили произносить слова, делать самостоятельный выбор, ухаживать за собой, пользоваться столовыми приборами и даже готовить простые блюда. Кроме того, теперь они знают, как вести себя в общественных местах, а ещё с удовольствием занимаются творчеством.
За 8 лет девушки сильно изменились. Воспитатели детского дома вложили много сил в их обучение. Главным достижением стало то, что Таня и Ульяна окончили колледж по специальности «Швея». Однако жить и трудиться самостоятельно из-за своих особенностей они не могут. Поэтому им необходим тот, кто о них позаботится и направит.
Для подопечных воспитатель в Елизаветинском детском доме — это опора, друг и наставник, который рядом круглосуточно! Без него Тане, Ульяне и другим особенным людям никак не обойтись.
Чтобы поддержать работу воспитателей Елизаветинского детского дома, сделайте любой благотворительный взнос на специальной странице проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Символ веры о Церкви и воскресении». о. Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о том, как в православном Символе веры сформулировано учение о Церкви, крещении, ожидании воскресения мёртвых и вечной жизни.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер