Преподобный Иоанн Рыльский - один из великих подвижников православия в Болгарии, родился в девятом веке, неподалеку от современной Софии.
Рано оставшись сиротой, Иоанн знал и нужду, и тяжкий труд, и несправедливые обиды. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Долгое время об отшельнике никто не знал. Но однажды встревоженное чем-то овечье стадо прибежало к пещере праведника. Вслед пришли и пастухи. Преподобный Иоанн ласково угостил путников росшими неподалеку бобами. Все быстро насытились, и только один пастух исподтишка набивал бобами все карманы. По дороге домой он предложил товарищам перекусить. Каково же было их удивление, когда все стручки оказались пустыми. Раскаявшиеся пастухи вернулись за прощением к старцу. С тех пор к преподобному Иоанну стали приходить больные за исцелением, а здоровые - за мудрым советом. Вскоре рядом с пещерой святого Иоанна возник монастырь. За пять лет до своей кончины преподобный Иоанн Рыльский написал труд «Завет ученикам», ставший одним из памятников болгарской письменности. Мощи святого долго хранились на его родине, в нынешней Софии, а сейчас возвращены в Рыльский монастырь. Частица мощей преподобного Иоанна есть и в России, в городе Рыльске Курской области.
Богородско-Уфимская икона Божией Матери
Селение Новая Слобода возникло в начале семнадцатого века в пределах современной УфЫ, столицы Башкортостана. Царское правительство расселило здесь, на берегах полноводной реки Уфимки, крепостных крестьян. Вокруг села на сотни километров простирались дремучие леса. В 1621 году в эти дебри бежал житель Новой Слободы по имени Стефан. По ложному обвинению несчастного присудили к публичной порке. И он решил, что лучше погибнуть от диких зверей, чем терпеть унижение.
Крестьянин шёл по лесу без дороги, куда глаза глядят. И внезапно услышал откуда-то сверху дивный женский голос: «Стефан, воротись в село!» Мужчина поднял глаза и увидел в воздухе икону Божией Матери. Крестьянин вернулся в Новую Слободу и рассказал о необычайном происшествии односельчанам. Люди все вместе отправились в лес и увидели парящий над зёмлей образ. Православные на коленях стали молиться Божией Матери. Икона плавно опустилась на руки Стефану — так Небесная Заступница показала, что он невиновен.
Для святыни в Новой Слободе построили церковь. Храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери — именно ей соответствовал по иконографии обретённый образ. Село получило название Богородское и стало местом паломничества.
В семнадцатом столетии прославленный образ Богородицы перенесли в Уфу, в кафедральный собор Воскресения Христова. Здесь икона получила название Богородско-Уфимская. Её одели в серебряную ризу, усыпанную драгоценными камнями. Перед святыней в Воскресенском соборе горела неугасимая лампада. Ежегодно 8 июля Богородско-Уфимскую икону доставляли крестным ходом к месту обретения, а затем возвращали обратно.
В последний раз чудотворный образ пронесли в село Богородское в 1928 году. Спустя пять лет безбожники изъяли Богородско-Уфимскую икону, и с тех пор о ней ничего неизвестно. У православных остались многочисленные списки святыни. И надежда на её возвращение!
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Леонид Коркодинов
У нас в гостях был настоятель Свято-Никольского храма села Усолье Самарской области протоиерей Леонид Коркодинов.
Наш гость рассказал о своей удивительной истории прихода к вере по молитве матери, как на это повлияло трагическое событие с пожаром, о том, как принял решение стать священником и как сейчас с его служением совмещается музыкальное творчество.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Аркадий Пластов. «Рим. Аппиева дорога»
— Дядя Андрей, ты же говорил, что мы пойдём в Ульяновский художественный музей. А привел меня в тот, что посвящён художнику Аркадию Пластову.
— Это филиал художественного, Паша. Очень важная, значительная его часть. В отдельном здании творческое наследие Аркадия Александровича Пластова разместили не так давно, в 2010 году.
— Это местный живописец?
— Художник, действительно, родился в Ульяновской области, в селе Прислониха. Но масштаб его таланта гораздо значительней определения «местный». И география творчества весьма обширна. Вот, например, перед нами картина «Рим. Аппиева дорога».
— Какой интересный пейзаж! Кипарисы, сосны, горы на горизонте. Какие-то древние развалины, разрушенные античные статуи. Ослик на обочине мощёной камнем дороги. А почему она называется Аппиевой?
— Потому что её построил древнеримский консул Аппий Клавдий Цек. Это произошло в четвёртом веке до Рождества Христова. Дорога соединила Рим с южным портом Бриндизи, откуда римские корабли отправлялись в Грецию и Египет. Как видно на картине Аркадия Пластова, древняя трасса сохранилась до наших дней.
— А когда художник создал своё полотно?
— В 1957 году. Он тогда побывал в Италии как участник международной художественной выставки.
— Но ведь это было так давно! Может быть, сейчас уже всё по-другому!
— С пятидесятых мало что изменилось. Можно в этом убедиться, посмотрев последние фотографии Аппиевой дороги в интернете.
— И ослики вот так же возят тележки, как на полотне Аркадия Пластова?
— На этюдах, которые художник делал с натуры, не было повозки. Он привнёс эту деталь в картину позднее. Видимо, хотел сделать пейзаж живым и придать ему исторический оттенок. Это отсылка к прошлому.
— К тем временам, когда Аппиеву дорогу только что построили?
— Скорее, к тем векам, когда древняя мостовая стала местом паломничества.
— Паломничества?
— Да. На Аппиевой дороге принял мученическую смерть святой Севастиан. Также она связана с именем апостола Петра. По преданию, ученик Христа уходил здесь из Рима от преследователей и встретил Спасителя. «Куда Ты идёшь, Господи?» — спросил апостол. «Туда, где меня снова распнут», — услышал в ответ.
— И что же Пётр?
— Устыдился, что хотел избежать страданий за имя Христово. Повернул назад в Рим, где вскоре был распят. Позднее вопрос Петра «Куда идёшь?» — на церковнославянском «Камо грядеши?» — стал образным выражением, призывом задуматься — так ли ты живёшь, как заповедовал Спаситель? Думаю, эти слова вспоминал и Аркадий Пластов, когда писал свой пейзаж.
— Художник был христианином?
— Без сомнений. Аркадий Александрович из династии иконописцев. Годы учебы в духовной семинарии укрепили его веру. Даже в то время, когда на православных были гонения, художник посещал церковь, участвовал в богослужениях.
— Наверное, это было непросто.
— Жить в напряжении, в состоянии постоянного нравственного выбора всегда нелегко. И картина Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» напоминает об этом. Она символизирует человеческий земной путь под испытующим взглядом Создателя.
Картину Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» можно увидеть в Ульяновском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России