
Фото: Henry Be/Unsplash
Одной из самых маленьких среди Православных Церквей является Православная Церковь Чешских земель и Словакии. К ней относят себя всего около ста тысяч человек. Несмотря на такую скромную численность, Чехословацкая Церковь активно проявляет себя в общественной жизни и заботится об образовательном уровне своего духовенства. Юрисдикция Церкви распространяется на две страны — Чехию и Словакию. В каждой из них есть митрополит, то есть первенствующий епископ. Чешский митрополит находится в Праге, а словацкий — не в Братиславе, как можно было бы предположить, а в городе Прешов. Причина проста — Прешов исторически является центром Православия в Словакии. Здесь же находится и главное учебное заведение Церкви Чешских земель и Словакии — Православный богословский факультет Прешовского университета.
Чехословацкая Церковь столкнулась с проблемой подготовки священнослужителей после Второй мировой войны. До войны студенты направлялись на обучение в Румынию, Сербию и Францию. В военные годы имевшиеся связи разрушились, поэтому было решено создавать семинарию самим. В 1948 году была открыта духовная школа в Карловых Варах, которая затем переехала в Прагу.
В 1950 году семинария была преобразована в Православный богословский факультет и перенесена в Словакию в город Прешов. Переезд состоялся по нескольким причинам. Главная — обращение в православие большого количества словацких католиков-униатов. Чехословацкая Церковь стремилась дать им православное образование и таким образом укрепить в сделанном выборе.
В Прешове православный факультет разместился в здании бывшей католической академии. В первом учебном году было зачислено около 100 студентов. Деканом факультета стал профессор доктор богословия протоиерей Йозеф Градил.
Целью Православного богословского факультета Прешовского университета является подготовка будущих священнослужителей, преподавателей религиозных и этических дисциплин, работников в сфере православного богословия и социального служения, а также сотрудников учреждений Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В настоящее время на факультете обучается более 500 студентов — около 100 из них готовятся стать священниками.
«Как помнить о вечной жизни?» Священник Александр Насибулин, Алексей Волков, Яна Зотова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Александр Насибулин, предприниматель Алексей Волков и педагог, музыкант Яна Зотова размышляли о том, как научиться заботиться и думать о вечной жизни больше, чем о земной. Также разговор шел о брате Иосифе Муньосе-Кортесе, хранителе Иверской Монреальской иконы Богородицы, о том, какой пример стремления к Царству Небесному он проявлял и о том, как мученически закончил свою земную жизнь.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема







